План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023-24 учебный год

Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся
План мероприятий
по формированию функциональной грамотности обучающихся
на 2023/24 учебный год
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности (читательская
грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая
грамотность, цифровая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление) среди
обучающихся МКОУ СОШ № 2 с.п.Кахун посредством актуализации межпредметных связей в
образовательном процессе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной
грамотности.
2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования
функциональной грамотности обучающихся.
3. Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющие место в реализации ФГОС и
ФОП уровней образования, для принятия своевременных мер по обеспечению
успешного выполнения задачи повышения качества образования.
4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с
разрабатываемыми в федеральном проекте «Мониторинг формирования и оценки
функциональной грамотности» (далее – Проект) подходами к формированию и оценке
функциональной грамотности и банком открытых заданий для обучающихся.
5. Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию
функциональной грамотности обучающихся.
6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания
для развития функциональной грамотности обучающихся.
8. Пополнить и актуализировать банк заданий и межпредметных технологий для
формирования функциональной грамотности обучающихся.
9. Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Ожидаемые результаты:
1. Актуализация модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
2. Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Пополненный и актуализированный банк заданий и межпредметных технологий для
формирования функциональной грамотности обучающихся.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу
формирования функциональной грамотности обучающихся.
5. Повышение качества образования.

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

ЭТАП 1. Подготовительный
1

Внесение изменений в Август
разделы ООП с учетом
подходов и требований
ФООП
по
формированию
функциональной
грамотности

Внесены
изменения
в
целевой и содержательный
разделы ООП уровней
образования.
Внесены
дополнения
в
раздел
«Планируемые
результаты», в разделы
«Система оценивания» и
«Программа
формирования/развития
УУД», рабочие программы
по предметам и курсам
внеурочной деятельности с
учетом
подходов
и
требований
ФООП
по
формированию
функциональной
грамотности

Заместитель
директора по УВР,
руководители
рабочих
групп
педагогов

2

Корректировка
Август
внутришкольной
системной
модели
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся

Внутришкольная системная Директор,
модель
формирования заместитель
функциональной
директора по УВР
грамотности обучающихся

3

Корректировка
Август–
локальных
актов, сентябрь
обеспечивающих
реализацию плана по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся в школе

Комплекс
утвержденных Заместитель
локальных актов
директора по УВР

5

Включение
в
план Август
внеурочной
деятельности учебных
курсов, направленных
на
формирование
функциональной
грамотности

Учебные
Заместитель
курсы
«Функциональная директора по УВР
читательская
грамотность»
и
«Функциональная
естественно-научная
грамотность» в планах
внеурочной
деятельности ООП НОО и
ООО

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

6

Включение в график Август–
оценочных процедур на сентябрь
2023/24 учебный год
оценочные процедуры
для
оценки
читательской
и
цифровой грамотности,
предусмотренные ФОП
ООО и ФОП СОО

Включены
процедуры:




оценочные Заместитель
директора по УВР

для
проверки
читательской
грамотности
– письменная работа
на межпредметной
основе в 6-х и 10-х
классах;
для
проверки
цифровой
грамотности
–
практическая
работа в сочетании с
письменной
(компьютеризованн
ой) частью в 8-х
и 10-х классах
o
o

7

Приобретение учебных Август
пособий
для
обучающихся
по
формированию
функциональной
грамотности

Пополнение
школьной Директор,
библиотеки, использование заместитель
обучающимися
директора по УВР
образовательной
организации пособий по
формированию
функциональной
грамотности

8

Разработка памятки для Август–
участников
сентябрь
образовательных
отношений
«Функциональная
грамотность
и
ее
компоненты»

Информирование
участников
образовательных
отношений

Директор,
заместитель
директора по УВР

9

Родительские собрания Октябрь–
«Функциональная
декабрь
грамотность
как
образовательный
результат»

Информирование
родителей

Директор,
председатель
совета родителей,
классные
руководители

10 Актуализация
информационно-

Август

Информирование
участников

всех Директор,
технический

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

справочного
раздела
«Функциональная
грамотность» на сайте
школы

образовательных
отношений

специалист, классн
ые руководители

11 Формирование
базы Сентябрь
данных
обучающихся
8–9х
классов
на 2023/24 учебный год

База
данных Замдиректора
обучающихся 8–9-х классов УВР

по

12 Актуализация
на Сентябрь
2023/24
учебный
год базы учителей,
участвующих
в
формировании
функциональной
грамотности
обучающихся
8–9х
классов
по
направлениям:
читательская
грамотность,
математическая
грамотность,
естественно-научная
грамотность,
финансовая
грамотность, цифровая
грамотность,
глобальные
компетенции
и
креативное мышление

База данных учителей, Замдиректора
участвующих
в УВР
формировании
функциональной
грамотности

по

13 Пополнение
и Сентябрь
актуализация
банка
оценочных
материалов на основе
банка заданий, в том
числе
разработанных
ФГБНУ
«Институт
стратегии
развития
образования
Российской академии
образования»

Актуализированный
и Замдиректора по
пополненный
школьный УВР, руководители
банк
оценочных МО
материалов

14 Участие
семинаре

Повышение
профессиональной

в Октябрь
«Опыт

Директор

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

реализации содержания
и форм активизации
межпредметных связей
для
формирования
функциональной
грамотности»

компетентности по вопросу
формирования
функциональной
грамотности

15 Проведение
Ежемесячн Повышение
Замдиректора
инструктивных
о
профессиональной
УВР
совещаний по вопросам
компетентности по вопросу
формирования и оценки
формирования
функциональной
функциональной
грамотности
грамотности
школьников

по

ЭТАП 2. Практический
1

Внедрение в учебный В течение Аналитическая справка по Замдиректора
процесс
практико- года
итогам посещения уроков
УВР, педагоги
ориентированных
заданий для оценки
функциональной
грамотности

по

2

Проведение
Сентябрь
диагностики
для
выявления
уровня
сформированности
функциональной
грамотности
у
обучающихся 5-х, 10х классов

Аналитическая справка о
результатах
проведения
стартовой диагностики и
уровня сформированности
функциональной
грамотности
у
обучающихся

3

Проведение
оценки Октябрь
функциональной
грамотности
обучающихся
8–9х
классов
(по
материалам
банка
заданий для оценки
функциональной
грамотности,
разработанных ФГБНУ
«Институт
стратегии
развития образования
Российской академии
образования»)

Аналитическая справка о Заместитель
результатах
директора по УВР
оценки
функциональной
грамотности
обучающихся 8–9-х классов

Заместитель
директора по УВР,
педагоги,
обучающиеся

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

4

Проведение письменно Ноябрь
й
работы
на
межпредметной
основе для проверки
читательской
грамотности в 6-х и 10-х
классах

Аналитическая справка о Заместитель
результатах
директора по УВР
оценки
читательской
грамотности в 6-х и 10-х
классах

5

Проведение практическ Февраль
ой работы в сочетании с
письменной
(компьютеризованной)
частью для проверки
цифровой грамотности
в 8-х и 10-х классах

Аналитическая справка о Заместитель
результатах
оценки директора по УВР
цифровой грамотности в 8х и 10-х классах

6

Проведение
учебных В течение Повышение
уровня Педагоги
курсов
года
функциональной
«Функциональная
грамотности обучающихся
грамотность»

7

Проведение
курсов В течение Курсы
внеурочной Замдиректора
внеурочной
года
деятельности:
УВР
деятельности
по
направлениям
 «Функциональная
функциональной
читательская
грамотности
грамотность»;
 «Функциональная
естественнонаучная
грамотность»

по

8

Педагогический совет Ноябрь
«Оценивание
функциональной
грамотности»

Разработаны
критерии Замдиректора
оценивания
УВР
функциональной
грамотности

по

9

Методический семинар В течение
«Опыт
реализации года
содержания и форм
активизации
межпредметных связей
для
формирования
функциональной
грамотности»

Учителя
обменялись Руководители
опытом
реализации учителей
содержания
и
форм
активизации
межпредметных связей для
формирования
функциональной
грамотности

МО

10 Мониторинг
уровня В течение Аналитическая справка по Заместитель
сформированности
года
результатам
контроля директора по УВР,

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

разных
видов
компетенций в рамках
функциональной
грамотности:








уровня сформированности руководители групп,
функциональной
обучающиеся
грамотности обучающихся

ноябрь
–
естественнонаучная
грамотность в
9-х классах;
февраль
– читательская
грамотность во
2–4-х классах;
март
– математическ
ая грамотность
в 5–8-х классах;
май
–
индивидуальный
проект в 10-х
классах

11 Мониторинг «Оценка В течение
уровня
владения года
педагогами
технологиями
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся»
12 Проведение
внеклассных
мероприятий,
формирующих
глобальные
компетенции

Аналитическая
справка Замдиректора
«Уровень
владения УВР
педагогами технологиями
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся»

по

В течение Справки
по
итогам Руководители
года
посещения
внеклассных учителей
мероприятий

МО

13 Проведение школьной Ноябрь–
олимпиады
по февраль
функциональной
грамотности
обучающихся

Повышение
уровня Замдиректора
функциональной
УВР
грамотности обучающихся

по

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

14 Методический совет по Декабрь
теме
«Формирование
глобальных
компетенций на уроках
и
во
внеурочной
деятельности»

Решение
совета.

методического Замдиректора
НМР

по

15 Организация работы по В течение
повышению
года
квалификации учителей
по
вопросам
формирования
функциональной
грамотности
обучающихся

Развитие
Замдиректора
профессиональных
УВР
компетенций учителей по
вопросам
формирования
функциональной
грамотности учеников

по

16 Формирование
банка В течение
лучших педагогических года
практик
по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

Банк
лучших
практик Замдиректора
учителей
школы
по НМР
формированию
функциональной
грамотности обучающихся

по

17 Обобщение
Март–
инновационного опыта апрель
педагогов школы и
представление опыта на
заседаниях
методических
объединений

Освоение
педагогами
методики образовательного
процесса в соответствии с
целью и задачами плана

Методические
рекомендации
«Дидактические материалы
по
формированию
глобальных компетенций
на уроках и во внеурочной
деятельности»

18 Мониторинг реализации Ежемесячн Совещание при директоре
мероприятий
плана о
работы

Заместитель
директора по УВР,
руководители групп,
обучающиеся

Директор,
заместитель
директора по УВР

ЭТАП 3. Рефлексивно-оценочный
1

Анализ
качества Май
результатов учеников на
всероссийских
проверочных работах

Анализ результатов ВПР

Заместитель
директора по УВР

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

№ Наименование
п/ мероприятия проекта
п

Срок
Результат
реализации Исполнители
реализаци мероприятия
мероприятия
и проекта

2

Анализ
результатов Май
обучающихся
на
внешних
оценочных
процедурах
по
функциональной
грамотности

Анализ
внешних
процедур

3

Анализ
реализации Июнь
плана
работы,
обобщение опыта

Совещание при директоре,
выпуск
методического
пособия с материалами по
реализации
плана
по
формированию
функциональной
грамотности

4

Проведение
мастер- Август
классов
педагогов
«Лучшие
практики
формирования
функциональной
грамотности»

Проведение
мастер- Заместитель
классов, выступления на директора по УВР,
педсовете
педагоги

Наименование мероприятия

результатов Заместитель
оценочных директора по УВР

Сроки
проведения

Заместитель
директора по УВР,
руководители
рабочих групп

Ответственный

Нормативно-правовое обеспечение
Изучение нормативно-правовой документации
Август
по формированию цифровой грамотности

Заместитель директора
по УВР, руководители
ШМО

Информационно-просветительская работа с участниками образовательных отношений
Педагогический совет «Формирование и развитие
Ноябрь
цифровой грамотности»

Директор школы

Родительские собрания «Цифровая грамотность: Октябрь—
зачем она нужна ученикам и их родителям»
декабрь

Директор
школы,
председатель
совета
родителей,
классные
руководители

Дополнение информационно-справочного раздела
«Функциональная грамотность» на сайте школы Октябрь
сведениями о цифровой грамотности

Директор школы

Программно-методическое обеспечение

Разработка
программ
учебных
формируемой части учебного плана:







курсов

«Функциональная грамотность» (5–9-е
классы);
«Как правильно пользоваться интернетом»
(5–8-е классы);
«Информационная безопасность» (9–11-е
классы);
«Селфбрендинг» (8–9-е классы);
«ПроектикУМ» (7-й класс);
«Лингвистические перекрестки» (6-й
класс)

Заместитель директора
по УВР, члены рабочей
группы,
педагогиАпрель—май
предметники
Август

Подготовка педагогов
Административное совещание по стратегии
развития
профессиональных
компетенций Октябрь
педагогов в вопросах функциональной грамотности

Директор школы

Круглый стол «Лучшие практики формирования
метапредметных образовательных результатов Ноябрь
обучающихся»

Заместитель
по УВР

Организация курсовой подготовки педагогов Ноябрь—
«Оценивание функциональной грамотности»
март

Заместитель директора
по УВР, руководители
предметных
объединений

Методические недели «Учим вместе» —
проведение межпредметных, метапредметных По графику
уроков, внеурочных занятий, защиты проектов

Заместитель директора
по УВР, руководители
предметных
объединений

Запуск общешкольного проекта «Мастер-классы
от учеников»: создание постоянно действующей
и
развивающейся
инфраструктуры,
чтобы Ноябрь
транслировать
индивидуальные
достижения
обучающихся

Заместитель директора
по
воспитанию
и
социализации,
классные руководители

Участие в муниципальном конкурсе онлайн-уроков
Март
«Уроки практических навыков»

Заместитель
по УВР

Участие команды
конференции

Директор школы

школы

во

всероссийской

Март

директора

директора

Обновление контрольно-оценочных процедур
Формирование банка заданий по функциональной Октябрь—
грамотности с учетом демоверсий ЦОКО и пособий апрель

Заместитель директора
по УВР, руководители
предметных
объединений

Организация участия обучающихся 7–8-х классов
в пробном тестировании по математической Октябрь
грамотности

Директор
заместитель
по УВР

школы,
директора

Прохождение внешней экспертизы оценочных
Декабрь—
материалов по читательской и естественно-научной
январь
грамотности

Директор
заместитель
по УВР

Внедрение
технологии
экспертной
оценки
Декабрь—
в процедуру защиты метапредметных групповых
январь
проектов обучающихся 9-х классов

Заместитель директора
по
УВР,
классные
руководители

Организация
олимпиад

и

проведение

межпредметных

Ноябрь,
февраль—
март

Заместитель
по УВР

школы,
директора

директора


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».