Рабочая программа учебного предмета «География КБР».8 класс

8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КБР
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:



стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для общеобразовательных школ «География КБР»
Л.З.Емузовой

на основе учебника под редакцией Л.З.Емузовой «Физическая
география Кабардино-Балкарской республики», который
утвержден Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской
республики.
Данная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой
Концепции географического образования.
Курс Географии Кабардино-Балкарской республики призван дать полное, глубокое и
целостное представление о природе Кабардино- Балкарии. В содержании курса большое
внимание уделяется вопросам оценки природных условий и ресурсов, изучению способов
рационального использования предметов природы. Курс направлен на комплексное изучение
природы. При этом данный курс отводит большое место экологии и охраны природы. Курс
направлен на комплексное изучение природы КБР.
Изучение физической географии КБР идет в тесной, логической связи с изучением
физической географии России.
Изучение этого курса способствует формированию у учащихся осознанных физических и
экологических знаний и умений, более глубокому познанию своего края и своей страны.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:Изучение географии КБР в 8 классе направлено на достижение
следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических
особенностях природы разных территорий; о своей малой Родине — КБР во всем ее
разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из
«языков» международного общения — географическую карту, современные
геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, позитивного отношения к
окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических
знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной
территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности.
Содержание программы
Введение. Географическое положение. Границы. Геологическое строение
(3 часа)
Что изучает физическая география КБР? Географическое положение республики.
Границы. История геологического строения.
Практическая работа:
1. Определение по физической и административной карте ГП и границ
КБР.
I. Рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
Общая характеристика рельефа. Главный Кавказский хребет. Боковой хребет. Эльбрус.
Скалистый, Пастбищный и Лесистый хребты. Предгорье и Кабардинская равнина. Рудные
и нерудные полезные ископаемые.
Практическая работа:
1. Характеристика рудного месторождения.
II. Климат (5 часов)
Климатообразующие факторы. Атмосферное давление и осадки. Характеристика
климата. Времена года.
Практическая работа:
1. Определение среднегодовой температуры, амплитуды температуры и построение
графика температуры для отдельной территории КБР.
III. Внутренние воды (7 часов)
Общая характеристика внутренних вод. Реки. Озера. Ледники. Подземные воды.
Практическая работа:
1. Характеристика одной из больших рек по типовому плану.
IV. Почвы, растительный и животный мир (5 часов)

Общая характеристика почв. Типы почв. Общая и зональная характеристика
растительности. Животный мир. Общая и зональная характеристика.
Практическая работа:
1. Животный мир КБР.
V. Стихийные природные явления (1 час)
Неблагоприятные климатические явления. Стихийные процессы в
горах.
VI. Экологическая оценка отдельных компонентов природы
(3 часа)
Состояние внутренних вод. Состояние почв и растительности. Состояние животного мира.
VII. Формы охраны природы (4 часа)
Заповедники, заказники и памятники природы.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии КБР ученик должен






знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт КБР по
содержанию;
географическую зональность (поясность);
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами
отдельных районов;
специфику географического положения и границ Кабардино-Балкарии; особенности
ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на
локальном, региональном; меры по сохранению природы и защите людей от
стихийных природных и техногенных явлений;
уметь






выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для
изучения географических объектов и явлений, разных территорий республики, их
обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе
разнообразных источников географической информации и форм ее представления;










определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
ориентирования на местности;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения
наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их
последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов
своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей
местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых
мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из
разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК учителя:
1. География КБР. Л.З.Емузова. Эльбрус, 2010 г.
2. Интернет-ресурсы.
3. Атлас. География КБР 8-9 класс, Москва, 1997г
Используемый УМК ученика:
1. География КБР. Л.З.Емузова. Эльбрус, 2010 г.
2. Атлас. География КБР 8-9 класс, Москва, 1997г
3.Р.А.Бураев. География КБР. Что? Где? Когда? Нальчик, 1997г.
4.Л.З. ЕмузоваРабочая тетрадь по физической географии КБР, Эльбрус, 2010г.
5. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Физическая география КБР», из расчета 1 учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Оборудования для реализации данной программы:
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Настенные карты.
3. Коллекции минералов и горных пород.
4. Таблицы

5. Глобус
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (КБР)
№
п/п

Колво
часо
в

2

Границы.
Практическая работа №1
КБР"

1

"ГП

1

1

Вводный

Пони
прир
пока
точ
наход

Урок-практикум

Знать с
наход

Урок изучения
нового материала

Умет
и
геох

Урок изучения
нового материала

Знать
уметь

Комбинирован
ный урок

Умет
карте,
Ска
Уметь
эти

Общее представление о географии
КБР, как о науке, ознакомить с ГП
республики

Рассмотреть границы КБР, найти
субъекты, с которыми граничит КБР

3
История геологического развития

Требо
подго

Содержание урока

1
Раздел I
Введение. Географическое
положение . Вводная к/р

Тип урока

Познакомить с геохронологической
таблицей и рассмотреть основные
геологические события на Кавказе

Раздел II. Рельеф и полезные ископаемые
4
Рельеф. Главный Кавказский
хребет. Боковой хребет

1

Дать представление о рельефе,
рассмотреть ГК и Боковой хребты

1

Рассмотреть Скалистый и
Пастбищный хребты

Лесистый хребет, предгорье и
Кабардинская равнина

1

Продолжить изучение рельефа

Полезные ископаемые. Общая
характеристика. Рудные ископаемые

1

Познакомить с классификацией ПИ и
рассмотреть рудные ископаемые

5
Скалистый и Пастбищный хребты
6
7

Рассмотреть классификацию
нерудных ископаемых и их
нахождение

8
Нерудные ископаемые
9

10

Горючие ископаемые.
Практическая работа№2"Оценка
полезных ископаемых
республики"

1

Контрольная работа "Рельеф и
полезные ископаемые"

1

Познакомить с горючими
ископаемыми, выполнить
практическую работу
Контроль знаний уч-ся

Комбинирован
ный урок
Урок изучения
нового материала

Комбинирован
ный урок
Урок изучения
нового материала
с элементами
практикума

Урок проверки
знаний

класс
зна
рудн
Зна
неруд

Знат
ископ

характ
ме

Тема 1. Климат
11
Климатообразующие факторы

1

Познакомить уч-ся с факторами,
влияющими на климат

12
Атмосферное давление и осадки

1

Разница в атм. давлении Различие
территории по увлажнению

1

Типы климата КБР

Краткая характеристика времен года

Урок изучения
нового материала

14
Времена года. Зима, весна, лето

1

15
Времена года. Осень.
Практическая работа №3"Оценка
климатических показателей КБ"

Урок изучения
нового материала

Комбинирован
ный урок

13
Характеристика климата

Урок изучения
нового материала

1

Особенность прохождения осени в
горах на равнине, выполнение
практической работы

1

Что входит в понятие «внутренние
воды», реки

Зн
влияю

ха
Знать
давл
ум
террит

У
характ
ти
Зна
времен

Урок-практикум

Ум
граф
нахо
ампли

Урок изучения
нового материала
с элементами
практикума
Урок-практикум

Уметь
внутр
клас

Урок изучения
нового материала
Комбинирован
ный урок
Урок изучения
нового материала

Знат
мес
Знать

Тема 2. Внутренние воды
16
Общая характеристика внутренних
вод. Реки
17

Реки. Практическая работа
№4"Характеристика одной из рек
республики по плану"

1

Дать характеристику рек по типовому
плану

18

Озера

1

Типы озер по происхождению

19

Ледники

1

Оледенение горной части, крупные
ледники

20
Подземные и минеральные воды

21

Оросительные каналы.
Обобщение знаний по теме
«Климат и внутренние
воды».

1

1

Размещение подземных вод в
республике, разновидности
минеральных вод

Обобщение знаний

Урок
комбинирован
ной проверки
знаний

Ум
хара

Знать
размещ
вод и
уметь
и хара

22

Контрольная работа
«Климат и внутренние
воды».

1

Контроль знаний уч-ся

Тема 3. Почвы, растительный и животный
мир
23
Общая характеристика почв

1

Типы почв. Зависимость разнообразии
почв от других компонентов природы

24
Общая характеристика
растительности

1

Зональность в размещении
растительности

25
Зональная характеристика растений
26

27

Животный мир. Общая
характеристика.

1

1

"Зональная характеристика
1
растительности и животного
мира."Практическая работа №5.
Тема 4. Стихийные природные
явления

28
Неблагоприятные климатические
явления. Стихийные процессы в
горах

1

Урок проверки
знаний

Урок изучения
нового материала

Знать
связа
почв
друг

Урок изучения
нового материала

Знать
з

Урок-практикум

ра
Уметь
растен

Характеристика растений по зонам

Характеризовать животный мир

Урок изучения
нового материала
Урок-практикум

Характеризовать животных по зонам

Неблагоприятные явления, связанные
с климатом: град, засуха, суховеи,
наводнения, обильные снегопады и
др. Разнообразия стихийных явлений
в горах КБР

Урок изучения
нового материала
с элементами
практикума

З
ха
жи
Уметь
ж
при

Ум

неб
климат
стихи

Раздел III. Экологическая оценкаотдельных
компонентов природы
Урок изучения
нового материала

29
Состояние атмосферного воздуха

1

Загрязнение атмосферного воздуха

Состояние внутренних вод

1

Загрязнение водных ресурсов

Комбинирован
ный

Состояние почв и растительности

1

Эрозии почв: водная и ветровая.
Меры против эрозий. Факторы,
влияющие на уменьшение

Урок изучения
нового материала
с элементами

30

31

Ум
состоя

к
вт
к
У
сос

Зна
эрозий
ан

лесопокрытой площади

беседы

естест
в
умен

Влияние человека на состояние
животного мира

Урок изучения
нового материала
с элементами
беседы

Ум
отриц
челов
жи

Беседа

Знат
прир
пр
живо

32
Состояние животного мира

1

Формы охраны природы
33
Заповедники, заказники, памятники
природы

1

Различные формы охраны природы в
КБР
Урок контроля
знаний

34
Контрольная работа
"Экологическая оценка природы
КБ"

1

Контроль знаний уч-ся


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».