Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» 11 класс

Рабочая программа
элективного курса «Индивидуальный проект»
11 класс
Базовый уровень

с.п. Кахун 2023

1

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 11 класса разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом
примерной основной образовательной программы среднего общего образования. «Индивидуальный
проект» на уровне среднего общего образования изучается в 10-11 классах.
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
Достижения практико-ориентированных результатов образования;
- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися
'результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а
также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
(работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского,
инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят цели
и задачи своего проектирования. выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу ученики ищут под
эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования
проектного и исследовательского продукта.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Индивидуальный проект» учебным планом ООП СОО отводится 1 часу
в неделю в 11 класса, 34 часа в год . Срок реализации программы: 1 год.

2

УМК
• Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология
компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов
/Под ред.проф.Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература
• Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / Под
ред.проф.Е.Я.Когана. - Самара: Учебная литература
Специфика программы
Особенности учебно-исследовательской деятельности и проектной работы старшеклассников
обусловлены, в первую очередь, открытостью образовательной организации на уровне среднего
общего образования. Исследование и проект приобретают статус инструментов учебной
деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и
культуры. Процесс становления проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в
рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего
образования проект реализуется самим старшеклассником. Обучающиеся самостоятельно
формулируют пред проектную идею, ставят ; цели, описывают необходимые ресурсы и пр.
Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента
интерпретации результатов исследования. Обучающийся сам определяет параметры и критерии
успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев
успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и
культурными сообществами.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями проектной и
учебно-исследовательской деятельности являются:
социальное;
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
|
- информационное.
Основные требования к инструментарию опенки сформированности универсальных
учебных действий при процедуре зашиты реализованного проекта:
оценке подвергается не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до
воплощения; при этом учитываются целесообразность, уместность, полнота этих изменений,
соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
для оценки проектной работы создается экспертная комиссия, в которую входят
педагоги и представители администрации образовательных организаций, где учатся дети,
представители местного сообщества и тех сфер деятельности, в рамках которых
выполняются проектные работы;
оценивание производится на основе критериальной модели;
результаты оценивания универсальных учебных действий в формате, принятом
образовательной организацией доводятся до сведения обучающихся. Исследовательские
проекты могут иметь следующие направления:
естественно-научные исследования;
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки школьной
программы, например, в психологии, социологии);
экономические исследования;
социальные исследования;
-

3

научно-технические исследования.
Формы организации занятий:
| - Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая;
- Коллективная;
- Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два
элемента проектной-исследовательской работы:
- защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Форма промежуточной аттестации: защита проекта.
-

II. Планируемые результаты проектной деятельности обучающихся
Личностные результаты:
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы,
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями;
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения.
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
4

общественной жизни;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
• Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности.
• Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
5

определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так р со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Выпускник (11 класс) научится:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,
модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;- использовать такие методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент ,моделирование,
- использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ
применяемости модели/теории;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое
6

описание, использование статистических данных, интерпретация фактов.
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватно
обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, оценкам,
реконструировать их обоснование;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений
при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник (11 класс) получит возможность научиться:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проекты;
-использовать догадку, озарение, интуицию;
Использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
- использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение
мира, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и
единичного, оригинального;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые
языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.

Содержание курса «Индивидуальный проект»
11класс (34 часа)
Модуль 1. Введение - 3 ч.
Проект как тип деятельности проектная культура. Анализ итогов проектов 10 класса. Виды
проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной
деятельности и презентация проекта. Методология и технология проектной деятельности.
Модуль 2. Мониторинг проекта - 20 ч.
Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения.
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев
оценки результатов. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»).
Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение I проекта.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Расчет календарного графика проектной
деятельности. Работа с научной литературой. Работа в сети Интернет. Оформление и систематизация
материалов. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных
исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Подготовка к публичной защите
проекта.
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых и исследовательских работ- 3ч.
Основные процессы исполнения, контроля и завершения проекта, курсовых работ.
Мониторинг выполняемых работ и методы контроля исполнения. Критерии контроля.
Компьютерная обработка данных исследования, проекта и курсовых работ. Управление
завершением проекта, курсовых работ. Корректирование критериев оценки продуктов проекта и
защиты проекта, курсовых работ. Организационно-консультативные занятия. Промежуточные
7

отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита
проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной деятельности -5 ч
Публичная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ. Рефлексия
проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности – З ч
Рефлексия проектной деятельности. Экспертиза действий и движения в проекте.
Индивидуальный прогресс. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

Тематическое планирование

1
2
3
4
5

Раздел, тема
Модуль 1. Введение
Модуль 2. Мониторинг проекта
Модуль 3. Управление завершением проектов, курсовых
и исследовательских работ
Модуль 4. Публичная защита результатов проектной
деятельности
Модуль5. Рефлексия проектной деятельности

Всего

Кол-во часов

3
20
3
5
3
34

Поурочное планирование
11 класс
№ п/п

Раздел, тема

Модуль 1. Введение
1
2

3

4

Проект как тип деятельности.
Виды
проектов:
практико
ориентированный.
Исследовательские,
информационные проекты. Понятие,
особенности
Игровой и культурно-досуговый
проект. Понятие, особенности.
Модуль 2. Мониторинг проекта
Структура
учебно-исследовательской

Кол-во
часов

Планируемая дата

Фактическая дата

3 ч.
1
1

8.09.23
15.09.23

1

22.09.23

20 ч.
1

29.09.23
8

5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26

деятельности
Виды переработки текста.
Виды научных работ.
Индивидуальный план.
Сбор и уточнение информации.
Обсуждение альтернатив («мозговой
штурм»). Выбор оптимального
варианта.
Основные источники получения
информации.
Виды информации и методы поиска.
Работа с научной литературой.
Работа в сети Интернет.
Оформление
и
систематизация
материалов.
Оформление
и
систематизация
материалов.
Компьютерная обработка данных
исследования.
Применение информационных
технологий в исследовании.
Консультирование по проблемам
проектной деятельности.
Консультирование по проблемам
проектной деятельности.
Формы представления проектов.
Подготовка к публичной защите
проекта.
Главные предпосылки успеха
публичного выступления.
Библиография, справочная
литература, каталоги.
Модуль 3. Управление завершением
проектов, курсовых и
исследовательских работ
Поиск и предложение возможных
вариантов решения
Постановка цели, формулирование
задач, выдвижение гипотез.
Мониторинг выполняемых работ и
методы контроля исполнения.
Модуль 4. Публичная защита
результатов проектной
деятельности

1
1
1
1
1

6.10.23
13.10.23
20.10.23
27.10.23
10.11.23

1

17.11.23

1
1
1
1

24.11.23
01.12.23
08.12.23
15.12.23

1

22.12.23

1

29.12.23

1

12.01.24

1

19.01.24

1

26.01.24

1
1

02.02.24
09.02.24

1

16.02.24

1

01.03.23

3ч

1

15.03.24

1

05.04.24

1

12.04.24

5ч

9

Публичная защита результатов
проектной деятельности.
28
Публичная защита результатов
проектной деятельности
29
Публичная защита результатов
проектной деятельности
30
Публичная защита результатов
проектной деятельности
31
Рефлексия проектной деятельности.
Модуль5. Рефлексия проектной
деятельиоспш
32
Экспертиза действий и движения в
проекте
33
Индивидуальный прогресс.
34
Подведение итогов,
конструктивный анализ
выполненной работы
Всего за год
27

1

19.04.24

1

26.04.24

1

03.05.24

1

10.05.24

1
Зч

10.05.24

1

17.05.24

1
1

24.05.24
24.05.24

34

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».