Физика
Аннотация к рабочей программе физика 10 – 11 класс
(базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе ФЗ
№273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и
дополнениями, федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (далее — ФГОС ОО) и ФОП СОО ,утвержденого приказом № 371
Минпросвещения РФ от 18 мая 2023г, зарегистр.12.07.2023Г. № 74228.
·
- УМК: физика 10 класс:
учебник. Базовый и углубленный уровень / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,
Н.Н.Сотский, издательство «Просвещение», 2018 г.
·
Физика. Рабочие программы. Предметная линия
учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни/А.В. Шаталина.
М.: Просвещение, 2021.
Программа
предназначена для изучения курса физики на базовом уровне.
Цель
настоящей программы заключается в формировании интереса и стремления
обучающихся к научному мировоззрению как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики; развитии их интеллектуальных и
творческих способностей и представлений о научном методе познания; формировании
исследовательского отношения к окружающим явлениям и умений объяснять явления с
использованием физических знаний и научных доказательств; формировании у
учащихся представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники и технологий, что позволяет учащимся решать личностно-значимые
практико-ориентированные задачи через достижение планируемых результатов:
предметных, метапредметных и личностных
Информация о количестве учебных часов:
10
класс – 68 часов (2 часа в неделю), в том числе:
лабораторных работ – 4 часа
11 класс – 102 часа (3 часа в неделю), в том числе: лабораторных работ – 7 часа
Учебно-методический комплекс:
физика 10 класс: учебник. Базовый и углубленный уровень /
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, издательство «Просвещение», 2018 г.
·
Физика
10-11 классы. Сборник задач Громцева О.И., серия УМК, издательство Экзамен.
Сборник задач Степанова Г.Н. М.: Просвещение, 2003.
·
Физика
«Конструктор» самостоятельных и контрольных работ. 10-11 классы. / С.М.
Андрюшечкин, А.С. Слухаевский. – М.: Просвещение, 2010.
·
Рымкевич
А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
10 класс
Личностным результатами обучения физики
являются:
• сфера отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя;
• сфера отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству);
• сфера отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу;
• сфера отношений обучающихся с окружающими;
• сфера отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе,
художественной;
• сфера отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических.
Метапредметные результаты обучения
физике представлены тремя группами
универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы»
необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цеди
ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов» необходимых для достижения
поставленной цели;
• определять несколько путей достижения поставленной цели;
• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности
расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью;
• оцеживать последствия достижения поставленной цели в учебной
деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные
действия.
Выпускник научится:
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для
представления
выявленных в информационных источниках противоречий;
• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые
(учебные и познавательные) задачи;
• искать и находить обобщенные способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения,
так и
в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть
учеником
и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять
совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Выпускник научится:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, таж и со-
взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем» так и
членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком»
исполнителем»
презентующим и т. д.);
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы;
• координировать и выполнять работу в условиях виртуального
взаимодействия
(или сочетания реального и виртуального);
• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой
деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия» а не личных симпатий;
• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные
замечания в
адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации,
избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты обучения физике
Выпускник научится:
• объяснять и анализировать роль и место физики в формировании
современной
научной картины мира, в развитии современной техники и -технологий, в
практической деятельности людей;
• характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными
науками;
• характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение,
сила, энергия; ,
• понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы
ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
• владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов
на основе
полученных теоретических выводов и доказательств;
• самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки
выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
• самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
• решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические
задачи
как с опорой на известные физические законы, закономерности и модели,
так и с опорой на тексты с избыточной информацией;
• объяснять границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
• выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
• характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих
проблем;
• объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств;
• объяснять условия применения физических моделей при решении физических
задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему, как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов
оценки.
Содержание учебного курса
(базовый уровень)
Физика и методы научного познания. - 2 часа
Механика - 18 часов
Молекулярная физика и термодинамика – 24 часа
Электродинамика - 22 часа
Резерв -2 часа
11 класс
Познавательная деятельность:
использование
для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование
умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
овладение
адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная
деятельность:
владение
монологической и диалогической речью. Способность понимать точку
зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование
для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий:
организация
учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.
практического
использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.
Учащийся должен знать/понимать:
смысл
понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие,
электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения,
планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл
физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура,
средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
смысл
физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
вклад
российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики.
Уметь:
описывать
и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и
искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн;
волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать
гипотезы от научных теорий;
делать
выводы на основе экспериментальных данных;
приводить
примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для
выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы
и
научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить
примеры практического использования физических знаний: законов механики,
термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных
излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании
ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных
знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,
Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
обеспечения
безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной
связи.;
оценки
влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей среды;
рационального
природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание учебного курса
Основы электродинамики – 16 часов
Колебания и волны – 38 часов
Основы СТО – 5 часов
Квантовая физика -27 часов
Элементы астрономии и астрофизики 11 часов
Обобщающее повторение - 6 часов
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ
Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:
Промежуточная (формирующая) аттестация:
самостоятельные
работы (до 10 минут);
лабораторно-практические
работы (от 20 до 40 минут);
фронтальные
опыты (до 10 минут);
диагностическое
тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего
учебного материала, сопутствующее повторение) – (5 — 15 минут).
Итоговая (констатирующая) аттестация:
контрольные
работы (40-45 минут);
устные и комбинированные зачеты ( 40-45 минут)
Аннотация к рабочим программам. Физика (7-9 класс)
Настоящая рабочая программа по физике 7 – 9
классы разработана на основе ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в
РФ» с изменениями и дополнениями, ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 и ФОП
000, зарегистрирован приказом Минпросвещения
12.07.2023 № 74223.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК):
Перышкин И.М,
Иванов А.И. Физика 7 класс. М.: Просвещение, 2023
Перышкин И.М,
Иванов А.И.. Физика 8 класс. М.: Дрофа, 2022
Перышкин И.М,
Иванов А.И., Гутник Е.М, Петрова М.А. Физика 9 класс. М.: Просвещение, 2022
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
7 класс –
2 часа в неделю, 68 часов
8 класс –
2 часа в неделю, 68 часов
9 класс –
3 часа в неделю, 102 часа
ЦЕЛИ:
усвоение
учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи
между ними;
формирование
системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах
для построения представления о физической
картине мира;
систематизация
знаний о многообразии объектов и явлений природы, о
закономерностях процессов и о законах физики
для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем
развитии цивилизации;
формирование
убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов
его изучения;
организация
экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие
познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к
расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного
предмета.
ЗАДАЧИ:
знакомство
учащихся с методом научного познания и методами исследования
объектов и явлений природы; приобретение учащимися знаний о механических,
тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах,
характеризующих эти явления;
формирование
у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко
применяемых в практической жизни;
овладение
учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
понимание
учащимися отличий научных данных от не- проверенной информации, ценности науки
для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей
человека.
Программы обеспечивают достижение выпускниками основной школы определённых
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированность
познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Убежденность
в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий
для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и
техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
Самостоятельность
в приобретении новых знаний и практических умений.
Готовность
к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями.
Мотивация
образовательной деятельности школьников на основе личностно-
ориентированного подхода.
Формирование
ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений,
результатам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов
своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Понимание
различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими
моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на
примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки
выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
Формирование
умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной,
образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его.
Приобретение
опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных
технологий для решения познавательных задач.
Развитие
монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности
выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение.
Освоение
приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами
решения проблем.
Формирование
умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать
свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знания о
природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.
Умения
пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять
эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты
измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы,
оценивать границы погрешностей результатов измерений.
Умения
применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи на применение полученных
знаний.
Умения и
навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств,
решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей
жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Формирование
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности
научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной
культуры людей.
Развитие
теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
Коммуникативные
умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
7 класс
Введение
– 6 ч
Первоначальные
сведения о строении вещества – 5 ч
Взаимодействия
тел – 21 ч
Давление
твердых тел, жидкостей и газов – 21 ч
Работа
и мощность. Энергия – 12 ч
Резерв - 3 ч
8 класс
Тепловые
явления – 22 ч
Электрические и магнитные явления – 44 ч
Резерв-2 ч
9 класс
Механические
явления – 40 ч
Механические
колебания и волны. Звук – 15 ч
Электромагнитные волны – 6 ч
Световые явления – 15 ч
Квантовые
явления – 17 ч
Повторительно-
обобщающий материал – 9 ч
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
текущий
контроль в виде проверочных работ и тестов;
тематический
контроль в виде практических и лабораторных работы,
контрольных работ;
входной,
полугодовой и итоговый контроль в виде контрольной работы с
элементами и тестовых заданий.
Формы контроля:
фронтальный
опрос (до 10минут),
индивидуальная
работа у доски (до
15 минут),
индивидуальная
работа по карточкам (до
15 минут) ,
дифференцированная
самостоятельная работа (до 10 минут) ,
устные
зачеты (до
10минут),
практические
и лабораторные работы (20-40минут) ,
контрольная работа ( 40 -45 минут)