АООП Вариант 6.2.
Описание образовательной программы
Вариант 6.2 предполагает, что
обучающийся с НОДА получает образование, соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья. ФАОП НОО (вариант 6.2) предполагает
пролонгированные сроки обучения: пять лет.
Данный вариант предполагает в
большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций,
профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии; оптимизацию
процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного введения
в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности
в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного
интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать
речевые и неречевые средства общения; проявление социальной активности.
Обязательной является организация
и создание образовательной среды, включающей учет в процессе организации
учебной и внеучебной деятельности клинической картины основного заболевания
обучающихся.
Вариант 6.2 ФАОП НОО может быть реализован
в разных формах: как совместно с другими обучающимися, имеющими сходные
нарушения, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Для обеспечения освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО может быть реализована сетевая форма
взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных
организаций.
Определение варианта АООП
НОО для обучающегося с НОДА осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с НОДА
Группу обучающихся
по варианту 6.2 составляют обучающиеся, у которых определяется легкий дефицит
познавательных и социальных способностей, передвигающиеся самостоятельно, при
помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения,
в том числе имеющие нейросенсорные нарушения. Указанные нарушения также
сочетаются с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими
расстройствами разной степени выраженности.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные
потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются
спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического
развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое
отражение в структуре и содержании образования.
Особые потребности, свойственные всем
обучающимся с НОДА:
обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание
образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
введение в содержание обучения специальных
разделов, не присутствующих в образовательной программе, адресованной
традиционно развивающимся сверстникам;
использование специальных методов, приемов
и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;
наглядно-действенный характер содержания
образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в
процессе образования;
специальное обучение "переносу"
сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
специальная помощь в развитии возможностей
вербальной и невербальной коммуникации;
коррекция произносительной стороны речи; освоение
умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
обеспечение особой пространственной и
временной организации образовательной среды;
максимальное расширение образовательного
пространства - выход за пределы образовательной организации.
Учет особенностей и
возможностей обучающихся с НОДА по варианту 6.2 ФАОП НОО реализуется через
образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных
навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование,
сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги
должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь.
Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе могут
понадобиться вспомогательные технические средства для коммуникации (от простых
до технически сложных: коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами
или словами, голосовые синтезаторы и другие). Обучающиеся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, имеющие дефицит познавательных и социальных
способностей, при освоении программного материала нуждаются в разработке опор с
детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной
работе.
Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА ФАОП НОО (вариант 6.2)
118.1.
Все наполнение программы начального общего образования (содержание и
планируемые результаты обучения, условия организации образовательной среды)
подчиняется современным целям начального образования, которые представлены
во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных
и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты включают ценностные
отношения обучающегося к окружающему миру, другим людям, а также к самому себе
как субъекту учебно-познавательной деятельности (осознание ее социальной
значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают
успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к
самообразованию и саморазвитию. В результате освоения содержания различных
предметов, курсов, модулей обучающиеся овладевают рядом междисциплинарных
понятий, а также различными знаково-символическими средствами, которые помогают
обучающимся применять знания как в типовых, так и в новых, нестандартных
учебных ситуациях.
118.2. При определении подходов к контрольно-оценочной
деятельности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
учитываются формы и виды контроля, а также требования к объему и числу
проводимых контрольных, проверочных и диагностических работ.
В соответствии с дифференцированным и
деятельностным подходами содержание планируемых результатов описывает и
характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие
обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, а также
задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.