ОДНКНР, или «Основы духовно-нравственной культуры народов России» —учебная дисциплина,
которая была введена Министерством образования в школьную программу с 2015
года. Согласно письму Минобрнауки России № 08-761 «Об изучении предметных
областей ОРКСЭ и ОДНКНР», предмет ОДНКНР является логическим продолжением
области изучения ОРКСЭ («Основы религиозных культур и светской этики»), однако
с учетом этнокультурных, национальных и региональных особенностей.
Преемственность достигается за счет изучения в четвертом классе предметной
области ОРКСЭ с переходом на изучение ОДНКНР в основной школе.
В рамках предметной
области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные,
национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые
обеспечивают достижение следующих результатов:
· воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
· знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
· формирование представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
· понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
вводится в учебный процесс в конце 4 класса — первой четверти 5 класса. В этот
период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок
покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой
системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям,
школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. Необходимо поддержать ребёнка
в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и
переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого
культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с
религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их
обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной
психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт
собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление
о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт
человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным
и позитивным. читать далее.....
«СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСНОВАМРЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Нормативно-правовая база реализации предметной области ОДНКНР
Федеральный уровень
Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических рекомендациях»
Локальные акты ОУ