Рабочая программа учебного предмета «Биология 5-6.классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей
программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе
по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а
также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по
биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые
результаты даны для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры,
здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности
собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;

формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 238 часов: в 5 классе –
34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ
является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и
опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных
заданий, предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Предложение о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание,
выделение, рост и другие признаки). Объекты живой и неживой природы, их
сравнение. Живая и неживая природа – единое мнение.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника,
зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и другие разделы). Профессии,
связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и другие (4–5
профессий). Связь биологии с другими науками (математикой, географией и другими
науками). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности
современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами
и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск
информации с использованием различных источников (научно-популярная литература,
справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, классификация. Правила работы с дополнительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения
(инструменты измерения). Наблюдение и эксперимент как методы биологии.
Лабораторные и практические работы
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки,
мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
Ознакомление с лупой, световым микроскопом, правилами работы с ними.
Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные
препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и
светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Владение методами изучения живой природы – наблюдениями и экспериментами.

3. Организмы – тела живой природы
Понятие об обеспечении. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и ее
открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о камере. Клетка –
наименьшая единица жизнеспособности и жизнедеятельности организма. Устройство
увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Строение клетки под световым
микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организма. Особенности возникновения и процессов
жизнедеятельности растений, животных, погибших и грибов.
Свойства организма: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие,
раздражимость, приспособленность. Организм – единое сознание.
Разнообразие организмов и их классификации (таксоны в биологии: царства, типы
(отделы), классы, отряды (порядки), составы, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы
жизни. Убивают и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток кожи чешуи лука под лупой и микроскопом (на основе самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
Ознакомление с принципами систематики организма.
Наблюдение за потреблением воды растениями.
4. Организмы и среда обитания
Предложение о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганная
среда обитания. Представители среды обитания. Особенности среды обитания
организмов. Приспособления организмов к окружающей среде обитания. Сезонные
изменения в жизни организма.
Лабораторные и практические работы.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (в некоторых примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Предложение о природном сообществе. Взаимосвязи организаций в присутствии
сообществ. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети
питания. Производители, потребители и разрушатели основаны на доказательствах

сообществ. Примеры сохранения окружающей среды (лес, пруд, озеро и другие
природные сообщества).
Искусственные сообщества, их отличительные черты от окружающей среды. Причины
неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни
человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна выходят в зону. Ландшафты:
природные и культурные.
Лабораторные и практические работы.
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (по типу аквариума и других
искусственных сообществ).
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Изучение окружающей среды (на природе леса, озера, пруда, луга и других стран).
сезон учебных требований в условиях окружающей среды.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и роста
населения. Взгляд человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические
проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почвы, их
предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые
территории (заповедники, заказники, спасательные парки, памятники природы). Красная
книга Российской Федерации. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы.
Проведение акций по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на
пришкольной территории.

6 КЛАСС
1. Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Связь ботаников с другими науками и
оборудованием. Общие признаки растений.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного организма. Высшие и низшие
растения. Споровые и семенные растения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под световым микроскопом:
клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным
соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и органы систем растений. Строение органов растительного организма, их роль и
связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
Изучение микроскопического содержания листьев водного растения элодеи.
Изучение растительных тканей (использование микропрепаратов).
Изучение внешних условий травянистого цветкового растения (на живых или гербарных
экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая, лютик едкий и другие растения.
Обнаружение неорганических и химических веществ в растениях.
Экскурсии или видеоэкскурсии.
Ознакомление в природе с цветковыми растениями.
2. Строительство и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян. Состав и строение семян.
Виды корней и корней типовых систем. Видоизменения корней. Корень – орган
почвенного (минерального) питания. Корни и корневые системы. Внешнее и
технологическое структуру основано на связи с его функциями. Корневой чехлик. Зоны
ужина. Корневые волоски. Рост вкуса. Поглощение испарениями воды и минеральных
веществ, необходимое для роста (корневое давление, осмос). Видоизменение корней.
Побег. Развитие побега из почки. Строение стебля. Внешнее и технологическое
формирование листа. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица. Их
строение, биологическое и хозяйственное значение. Побег и почки. Листорасположение и
листовая мозаика. Строение и функции листа. Простые и сложные листья. Видоизменения
листьев. Особенности внутреннего включения листа в его функции (кожица и устьица,
Основная ткань листа, проводящие связи пучки). Лист – орган воздушного питания.

Строение и разнообразие цветов. Соцветия. Плоды. Типы плодов. Распространение
плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы.
Изучение корневых систем (стержневой и мочковатой) на основе гербарных экземпляров
или живых растений.
Изучение микропрепарата клеточной поверхности.
Ознакомление с листом по строению листьев и расположению (на комнатных растениях).
Изучение вопросов вегетативных и генеративных почек (по принципу сирени, тополя и
других растений).
Изучение микроскопического содержания листа (на готовых микропрепаратах).
Рассмотрение микроскопических объектов ветки дерева (на готовом микропрепарате).
Исследование содержит корневища, клубня, луковицы.
Обучение цветков.
Ознакомление с различными типами соцветий.
изучение семян двудольных растений.
изучение семян однодольных растений.
3. Жизнедеятельность растительного организма
Обмен веществ у растений
Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры,
углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины и другие вещества) растения. Минеральное
питание растений. Удобрения.
Питание растений.
Поглощение испарениями воды и минеральных веществ, необходимое для роста
(корневое давление, осмос). Почва, ее плодородие. Значение обработки почвы
(окучивание), внесения удобрений, проращивания проростков, полива для жизни
культурных растений. Гидропоника.
Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни
человека.
Дыхание растений.
Дыхание воздуха. Рыхление земли для улучшения общественной жизни. Условия,
возникающие при корней. Лист как орган дыхания (устьичный аппарат). Поступление в

лист атмосферного воздуха. Сильная запыленность воздуха, как вещество для дыхания
листьев. Стебель как орган движения (наличие устьиц в кожеце, чечевичек). Особенности
жизнедеятельности растений. Взаимосвязь растений с фотосинтезом.
Транспорт веществ в растениях.
Связь клеточного напряжения стебли с его функцией. Рост стебля в
перспективе. Клеточное строение стебля травянистого растения: кожица, проводящие
пучки, основная ткань (паренхима). Клеточное строение стебля древесного растения: кора
(пробка, луб), камбий, древесина и сердцевина. Рост стебля в толстину. Проводящие
детали. Транспорт воды и минеральных веществ в растениях (сосудах древесины) –
восходящий ток. Испарение воды через стебель и листья (транспирация). Регулирование
испарения воды в растениях. Изменение условий по удалению воды. Транспортировка
измеренных веществ в растениях (ситовидные трубки луба) – нисходящий
ток. Перераспределение и запасание веществ в растениях. Выделение у
растений. Листопад.
Рост и развитие растений.
Прорастание семян. Условия прорастания семян. Подготовка семян к посеву. Развитие
проростков.
Образовательные ткани. Конус нарастания побега, кончик кончика ног. Верхушечный и
вставочный рост. Рост ноги и стебля в толстину, камбий. Образование годичных колец у
древесных растений. Сравните фитогормоны на ростовых растениях. Ростовые движения
растений. Развитие побега из почки.
Размножение растений и его значение. Семенное (генеративное) размножение
растений. Цветки и соцветия. Опыление. Перекрёстное опыление (ветром, животными,
водой) и самоопыление. Двойное оплодотворение. Наследование признаков обоих
растений.
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Вегетативное размножение
культурных растений. Клоны. Сохранение признаков материнского
растения. Хозяйственное значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы.
Наблюдение за ростом.
Наблюдение за растущим побега.
Определение возраста дерева по спилу.
Выявление перемещения воды и минеральных веществ по древесине.
Наблюдение за процессом выделения кислорода на свет аквариумными растениями.
Изучение распространения рыхлений для корней культуры.

Владение приемами вегетативного размножения растений (черенкование побегов,
черенкование листьев и других) по типу комнатных растений (традесканция, сенполия,
бегония, сансевьера и другие растения).
Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием цветковых растений в комнатных условиях (по
принципу фасоли или посевного гороха).
Определение условий прорастания семян.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне базового общего образования
должно обеспечивать достижение следующими учащимися личностных, метапредметных
и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии базового образования
должны отражать готовность обучающихся руководить системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основной концепции воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) высшее образование:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важным факторам культуры, гордость за вклад российских и
советских ученых в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и действия с позиции моральных норм и норм
национальной культуры;
понимание принципиальности нравственного аспекта деятельности человека в медицине
и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии вне эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
состояния:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и нормы, сбалансированный
режим труда и отдыха, регулярная динамика активности);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и других форм вреда для физического и психического здоровья;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыков рефлексии, управление своим эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в обеспечении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и основной направленности,
интереса к практическому изучению профессий, связей с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к получению в практической деятельности главной направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
принципах, взаимосвязях человека с природной и социальной экономикой;
понимание роли биологической науки в области научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решений (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основе
анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основе знаний биологических принципов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программ по биологии основного общего
образования, должны отражать владение универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные технологические действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать основные признаки биологических объектов (явлений);

сохраняемый существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основание для обобщения и сравнения, критерий проведения анализа;
с учетом предложенной биологической задачи выявить закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предложить критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбрать способы решения учебной биологической задачи (с
уравновешиванием нескольких вариантов решения, выбрать наиболее подходящий
вариант с учётом самостоятельно выделенных вариантов).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым
состоянием ситуации, объектом, и самостоятельно сохранять иское и существующее;
сформировать гипотезу об истинности справедливых суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
проведение самостоятельно составленного плана наблюдения, переносочного
биологического эксперимента, небольшого исследования по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
оценить применимость и достоверность информации, полученной в ходе наблюдения и
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, эксперимента, владения инструментами, результаты достоверности
выводов и обобщений;
спрогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствий в аналогичных или сходных установках, а также выдвинуть борьбу за их
развитие в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
биологической задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
нахождение сходных аргументов (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных источниках информации;
самостоятельно выбрать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи переносными схемами, диаграммами, иной графикой
и их комбинациями;
оценить надежность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные технологические действия
1 ) общение:
воспринимать и формулировать мнения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, выражать уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) обсуждения задавать вопросы по существующей обсуждаемой
биологической теме и высказывать идеи, целенаправленные на решение биологических
задач и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои мнения с мнениями других участников диалога, находить детали и
сходство позиций;
публичное выступление о результатах успешного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
Самостоятельно выбрать форму представления с учётом задачи, презентации и
отдельного источника, и в соответствии с этим составить устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
определении конкретных биологических проблем, обосновывать необходимость

применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
принять цель совместной деятельности, коллективно построить ее: отразить роль,
договариваться, обсуждать процесс и совместный результат работы, уметь обсуждать
мнения нескольких людей, обеспечивать надежность действий, руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между участниками команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и другие);
выполнять свою часть работы, обеспечивать качественный результат в своем
направлении и координировать свои действия с другими участниками команды;
оценить качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформировать взаимодействие взаимодействия, сравнить результаты с исходным
соединением и внести вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделить сферу ответственности и обеспечить надежность, предоставленную отчётом
перед следствием;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные технологические действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и научных учреждениях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений);
чтобы составить алгоритм решения задачи (или его часть), выбрать способ решения
учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и естественных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составить план действий (план реализации алгоритма решения), скорректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний, изучаемых
биологическим объектом;
делать выбор и брать на себя ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть методами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

дать оценку ситуации и предложить план ее изменений;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причину достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедших ситуациях;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, ошибок, возникших в результате;
оценить соответствие результата цели и условий;
проявлять, называть и управлять своими источниками энергии и источниками энергии
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
поставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно обращаясь к человеку, по его мнению;
ватать свое право на ошибку и признавать такое же право другого;
открытость себе и другому;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
владеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
управление смысловыми установками личности (внутренняя позиция личности), и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, соответствия
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предмет результатов освоения программы по биологии к окончанию обучения в 5 классе:
характеризовать биологию как науку о живой природе, называть признаки живого,
сравнивать объекты живой и неживой природы;
перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение биологических
знаний для современного человека, профессии, связанной с биологией (4–5 профессий);
приводить виды вкладов российских (в том числе В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) и
зарубежных (в том числе Аристотеля, Теофраста, Гиппократа) учёных в развитии
биологии;

иметь представление о основных биологических процессах и явлениях: питание, дыхание,
транспортировка веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
применять биологические термины и понятия (в том числе: живое тело, биология,
экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань,
орган, система организма, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание,
выделение, раздражимость). , рост, размножение, развитие, среда обитания, природное
сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в
десятилетии;
существуют по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерных и
ядерных тел, различных биологических объектов: растений, животных, грибов,
лишайников, бактерий, природных и искусственных сообществ, взаимосвязей организмов
в природных и искусственных сообществах, представителей флоры и фауны зоны Земли
Земли. , ландшафты природные и культурные;
проводить описание организма (растений, животных) по заданному плану, отдавать
предпочтение дополнительным признакам и процессам жизнедеятельности организмов,
характеризовать тела как тела живой природы, перечислять особенности растений,
животных, грибов, лишайников, болезней и вирусов;
раскрыть понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной,
внутриорганной), условиях среды обитания;
приводить виды, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания,
взаимосвязи организмов в сообществах;
предпочтение отличительных особенностей явлений и искусственных сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение
природоохранной деятельности человека, анализировать глобальные экологические
проблемы;
раскрыть роль биологии в практической деятельности человека;
В конкретных примерах упоминаются связи знаний в области биологии, полученные из
математики, предметов гуманитарного цикла, в зависимости от графиков искусства;
проводить практические работы (поиск информации с использованием различных
источников, описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с
микроскопом, знакомство с различными методами измерения и сравнения живых
объектов);
применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): наблюдение за организмами, исследование биологических объектов,
процессов и явлений, выполнение биологических рисунков и измерение биологических
объектов;

владеть приемами работ с лупой, световым и цифровым микроскопами при
рассмотрении биологических объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с методиками на уроке, во
внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по
биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
создавать письменные и устаревшие сообщения, используя понятный аппарат изучаемого
раздела биологии.
Предмет результатов освоения программы по биологии к окончанию обучения в 6 классе:
охарактеризовать ботанику как биологическую науку, ее разделы и связь с другими
науками и техникой;
приводить вклады российских (в том числе В. В. Докучаев, К. А. Тимирязев, С. Г. Навашин)
и зарубежных учёных (в том числе Р. Гук, М. Мальпиги) в развитие науки о растениях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: растение, растительная
клетка, растительная ткань, органы растений, система органов растений: корень, побег
почка, лист, видоизменённые органы, цветок, плод, семя, растительный организм,
минеральное питание, фотосинтез, дыхание , рост, развитие, размножение, клон,
раздражимость) в соответствии с поставленной программой и в десятки;
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма (по принципу
покрытосеменных или цветковых): соотношение воды и минерального питания,
фотосинтеза, дыхания, транспорта веществ, роста, размножения, развития, связи остатков
вегетативных и генеративных органов растений с их существованием;
обнаруживать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному
плану, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным
таблицам;
охарактеризовать признаки растений, уровни организации растительного организма,
части растений: клетка, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать растительные ткани и органы растений между собой;
проводить практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений,
в том числе работы с микроскопом с хранимыми (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений: использование воды и
минерального питания, фотосинтез, дыхание, рост, развитие, принципы естественного и

искусственного вегетативного размножения, семенное размножение (по причине
покрытосеменных, или цветковых);
выявлять причинно-следственные связи между строением и устройством тканей и
органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснил роль растений в природе и жизни человека: значение фотосинтеза в природе и
в жизни человека, биологическое и хозяйственное значение видоизмененных побегов,
хозяйственное значение вегетативного размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения культурных растений;
методы использования биологии: вести наблюдения за растениями, описывать растения и
их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с методиками уроковой и
внеурочной деятельности;
В конкретных примерах используются связи знаний в области биологии, полученные из
математики, географии, технологий, предметов гуманитарного цикла, различных
графиков искусства;
владеть приёмами работы с биологической информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из двух источников, преобразовывать
информацию из одной знаковой системы в другую;
создавать письменные и устаревшие сообщения, используя понятный аппарат изучаемого
раздела биологии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».