РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3119028)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3-4 классов
с.п.Кахун 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
освоение
обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет
136 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,
фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельностьспособствует формированию умений:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
14
0
0
1.2
Семья - коллектив близких. Родных
людей.
2
0
0
1.3
Страны и народы мира.
4
0
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
20
Раздел 2.Человек и природа
2.1
Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.
11
0
0
2.2
Бактерии, грибы и их разнообразие
2
0
0
2.3
Разнообразие растений
7
0
0
2.4
Разнообразие животных
7
0
0
2.5
Природные сообщества
3
0
0
2.6
Человек - часть природы
5
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Итого по разделу
35
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни
2
0
0
3.2
Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет
5
0
0
Итого по разделу
7
Резервное время
6
4
2
68
4
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Человек и общество
1.1
Наша родина - Российская Федерация
10
0
0
1.2
История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта
17
0
0
1.3
Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие
6
0
0
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
33
Раздел 2.Человек и природа
2.1
Методы познания окружающей
природы. Солнечная система
5
0
0
2.2
Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие
9
0
0
2.3
Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны
5
0
0
2.4
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы
5
0
0
Итого по разделу
24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1
Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек
1
0
0
3.2
Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет
4
0
0
Итого по разделу
5
Резервное время
6
3
2
68
3
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850
Календарно-тематический планирование
по окружающему миру
3 класс
за год 34 недели, 68 часов, 2 часа в неделю
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Что такое общество?
1
0
06.09.2023
2
Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России
1
0
08.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa
3
Родной край – малая родина
1
0
13.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a
4
Уникальные памятники
культуры России: Красная
площадь, Кремль
1
0
15.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba
5
Уникальные памятники
культуры России:
исторический центр СанктПетербурга
1
0
20.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c
6
Уникальные памятники
культуры России: Кижи,
памятники Великого Новгорода
1
0
22.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc
7
Достопримечательности
1
0
27.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e
https://m.edsoo.ru/f841330ehttps://m.edsoo.ru/f841254e
родного края: памятники
природы и культуры региона
8
Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Ростов Великий, ПереславльЗалесский
1
0
29.09.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30
9
Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Суздаль, Сергиев Посад,
Ярославль
1
0
04.10.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e
10
Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России. Традиции
воспитания трудолюбия у детей
разных народов нашей страны
1
0
06.10.2023
https://m.edsoo.ru/f841254e
11
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
на производстве, в сельском
хозяйстве
1
0
11.10.2023
https://m.edsoo.ru/f841254e
12
Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
в учреждениях образования и
культуры
1
0
13.10.2023
https://m.edsoo.ru/f841254e
13
Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа
1
0
18.10.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c
14
Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения
1
0
20.10.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e
в социуме
15
Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи
1
0
25.10.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4
16
Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи
1
0
27.10.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c
17
Памятники природы и
культуры стран Европы (по
выбору)
1
0
08.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c
18
Памятники природы и
культуры Белоруссии (по
выбору)
1
0
10.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650
19
Памятники природы и
культуры стран Азии (по
выбору)
1
0
15.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4
20
Памятники природы и
культуры Китая (по выбору)
1
0
17.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e
21
Проект. Семья: традиции,
праздники
1
1
22.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0
22
Административный
контрольный срез в форме
тестирования
1
1
24.11.2023
https://m.edsoo.ru/f8414b6e
23
Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины
1
0
29.11.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162
природы
24
Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода, природный
газ): узнавание, называние,
краткая характеристика
1
0
01.12.2023
25
Твердые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов
1
0
06.12.2023
26
Вода как вещество.
Определение свойств воды в
ходе практической работы
1
0
08.12.2023
27
Распространение воды в
природе: водоемы, реки.
Круговорот воды в природе
1
0
13.12.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78
28
Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной деятельности
людей. Охрана воды
1
0
15.12.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a
29
Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для жизни
флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха
1
0
20.12.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328
30
Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов
1
0
22.12.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846
31
Полезные ископаемые –
1
0
27.12.2023
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c9c8https://m.edsoo.ru/f840c7ca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cce8https://m.edsoo.ru/f840cb62
богатство земных недр
32
Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона
1
0
29.12.2023
33
Почва, её состав
1
0
10.01.2024
34
Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые
существа
1
0
12.01.2024
35
Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание
1
0
17.01.2024
36
Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания
1
0
19.01.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282
37
Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на основе
наблюдения)
1
0
24.01.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c
38
Растения, используемые
людьми в хозяйственной
деятельности
1
0
26.01.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6
39
Растение как живой организм
1
0
31.01.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4
40
Как растения размножаются?
1
0
02.02.2024
https://m.edsoo.ru/f841254e
41
Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)
1
0
07.02.2024
https://m.edsoo.ru/f841254e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840dd78https://m.edsoo.ru/f840dbde
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fchttps://m.edsoo.ru/f840df26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240https://m.edsoo.ru/f840e0de
42
Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений)
1
0
09.02.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c
43
Жизнь животных в разные
времена года
1
0
14.02.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e
44
Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика
1
0
16.02.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16
45
Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России
1
0
21.02.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2
46
Как животные питаются?
1
0
28.02.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90
47
Особенности дыхания
животных разных классов
(звери –легкие; рыбы - жабры;
насекомые – трахеи)
1
0
01.03.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a
48
Размножение и развитие рыб,
птиц, земноводных
1
0
06.03.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0
49
Условия, необходимые для
жизни животных: воздух, вода,
тепло, пища (среда обитания) –
обобщение на основе
результатов наблюдений и
работы с информацией
1
0
13.03.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98
50
Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем,
степь
1
0
15.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841030chttps://m.edsoo.ru/f840ff74
51
Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород
1
0
20.03.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122
52
Природные сообщества
родного края – два-три примера
на основе наблюдения
1
0
22.03.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba
53
Общее представление о
строении организма человека.
Температура тела, частота
пульса как показатели здоровья
человека
1
0
03.04.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654
54
Опорно-двигательная система и
ее роль в жизни человека
1
0
05.04.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6
55
Дыхательная система и ее роль
в жизни человека
1
0
10.04.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0
56
Пищеварительная система и ее
роль в жизни человека
1
0
12.04.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4
57
Кровеносная и нервная система
и ее роль в жизни человека
1
0
17.04.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108
58
Органы чувств их роль в жизни
человека
1
0
19.04.2024
59
Промежуточная аттестация в
форме тестирования
1
1
24.04.2024
60
"Человек - часть природы.
Строение тела человека "
1
0
26.04.2024
https://m.edsoo.ru/f841146e
61
Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,
1
0
03.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146ehttps://m.edsoo.ru/f8410f78
динамических пауз
62
Профилактика заболеваний.
Роль закаливания для здоровья
растущего организма
1
0
08.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6
63
Соблюдение правил
перемещения внутри двора и
пересечения дворовой
проезжей части
1
0
10.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e
64
Знаки безопасности во дворе
жилого дома
1
0
15.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910
65
Безопасное поведение
пассажира железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности
1
0
17.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c
66
Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта
1
0
22.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8
67
Безопасная информационная
среда
1
0
22.05.2024
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90
68
Итоговая комплексная работа
1
1
24.05.2024
68
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Календарно-тематический планирование
по окружающему миру
4 класс
за год 34 недели, 68 часов, 2 часа в неделю
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
К/р
П/р
1
Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России
2
Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка
1
0
0
3
Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края
1
0
0
4
Родной край. Знаменитые люди
родного края
1
0
0
5
Наша малая Родина: главный город
1
0
0
6
Города России. Древние города
России. Страницы истории
1
0
0
7
Города России. Города-герои.
Страницы истории
1
0
0
8
Праздник в жизни общества и
человека
1
0
0
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
1
0
0
04.09.2023
08.09.2023
https://m.edsoo.ru/f841d8eahttps://
m.edsoo.ru/f841d188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336
11.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0
15.09.2023
18.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e664
22.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e4c0
25.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e876
29.09.2023
https://m.edsoo.ru/f841dc50
9
Государственные праздники России
1
0
0
10
Праздники и памятные даты своего
региона
1
0
0
11
Историческое время. Что такое «лента
времени»?
1
0
0
12
Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни
1
0
0
13
Государство Русь. Человек защитник своего Отечества
1
0
0
14
Промежуточная аттестация .
1
1
0
15
Московское государство.
Образование и культура в
Московском государстве
1
0
0
16
Страницы истории Российской
империи. Пётр 1
1
0
0
17
Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту
1
0
0
18
Образование в Российской империи
1
0
0
19
Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)
02.10.2023
06.10.2023
09.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
https://m.edsoo.ru/f841dc50
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418bb0
13.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2
16.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a082https://
m.edsoo.ru/f841a262https://m.edso
o.ru/f8419894
20.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894
23.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54
27.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284
06.11.2023
10.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419e7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa
13.11.2023
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b694
20
«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века
21
Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей
17.11.2023
1
0
0
https://m.edsoo.ru/f841b694
20.11.2023
1
0
0
https://m.edsoo.ru/f841b89c
24.11.2023
22
Страницы истории России ХХ века
1
0
0
23
Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…
1
0
0
24
Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения
1
0
0
25
Все для фронта – все для победы
1
0
0
26
Взятие Берлина. Парад Победы
1
0
0
27
Мы живём в Российской Федерации
1
0
0
28
Человек - творец культурных
ценностей
1
0
0
29
Труд и быт людей в разные
исторические времена
1
0
0
30
Административный контрольный срез
в форме тестирования
1
1
0
31
Всемирное культурное наследие
России.
1
0
0
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841bf72https://
m.edsoo.ru/f841c12ahttps://m.edso
o.ru/f841c56c
27.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800
01.12.2023
04.12.2023
https://m.edsoo.ru/f841b694
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4
08.12.2023
https://m.edsoo.ru/f841b694
11.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cd14
15.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cf94
18.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ae1a
22.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a
25.12.2023
https://m.edsoo.ru/f841b694
29.12.2023
32
Всемирное культурное наследие
1
0
0
33
Охрана историко-культурного
наследия
1
0
0
12.01.2024
34
Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость
и уважение
1
0
0
15.01.2024
35
Летописи и летописцы. Роль
монастырей в развитии образования
народа
1
0
0
19.01.2024
36
Обобщение по разделу
1
0
0
37
Как человек изучает окружающую
природу?
1
0
0
38
Солнце - звезда
1
0
0
39
Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли
1
0
0
40
Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)
1
0
1
05.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
41
Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами).
Общая характеристика времен года
1
0
1
09.02.2024
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
42
Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d516
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a62c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a82a
22.01.2024
https://m.edsoo.ru/f841a82a
26.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
29.01.2024
https://m.edsoo.ru/f8414d1c
02.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca
12.02.2024
1
https://m.edsoo.ru/f841b694
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a
нахождение на карте)
43
Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)
1
0
0
44
Формы земной поверхности (на
примере родного края)
1
0
0
45
Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в
России.
46
Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)
1
0
0
47
Река как водный поток
1
0
0
48
Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте. Водоемы и реки
родного края
1
0
0
49
Промежуточная аттестация.
1
1
0
50
Использование рек и водоемов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоемов
51
Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи в
природной зоне
16.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a
19.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416806
26.02.2024
1
0
Библиотека ЦОК
0
https://m.edsoo.ru/f8416996
01.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58
04.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc
11.03.2024
15.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417382
18.03.2024
1
0
Библиотека ЦОК
0
https://m.edsoo.ru/f8417526
01.04.2024
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417918https://
m.edsoo.ru/f8417b34
52
Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне
53
Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне
54
Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне
55
Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи в
природной зоне
1
0
0
56
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России
1
0
0
57
Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом
1
0
0
58
Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы
1
0
0
59
Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)
1
0
0
60
Знакомство с Международной
Красной книгой
1
0
0
61
Промежуточная аттестация в форме
тестирования
1
1
0
62
Обобщение по разделу "Природные
зоны"
1
0
0
05.04.2024
1
0
0
https://m.edsoo.ru/f8417d1e
08.04.2024
1
0
Библиотека ЦОК
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08
Библиотека ЦОК
1
0
0
12.04.2024
https://m.edsoo.ru/f84183b8https://
m.edsoo.ru/f84181ce
Библиотека ЦОК
15.04.2024
19.04.2024
https://m.edsoo.ru/f8418778https://
m.edsoo.ru/f84185ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841546a
22.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c
26.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118
29.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84152c6
04.05.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636
06.05.2024
10.05.2024
https://m.edsoo.ru/f8415636
13.05.2024
63
О вредных для здоровья привычках
1
0
0
64
Итоговая работа.
1
1
0
17.05.2024
65
Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта
1
0
0
20.05.2024
66
Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах
1
0
0
21.05.2024
67
Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки
1
0
0
22.05.2024
68
Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет
1
0
0
24.05.2024
68
4
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306
https://m.edsoo.ru/f8416306
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
- - Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 1 класс.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 2 класс.
-- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 3 класс.
-- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 4 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f4116e4