окружающий мир 3-4 кл

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3119028)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 3-4 классов

с.п.Кахун 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной
рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения
программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым
результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного
изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные,
метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования
составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы
воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на
основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему
миру;
 формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления,
приверженности здоровому образу жизни;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной
практике,
связанной
как
с
поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим
использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской
Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определённому этносу;
 проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской
Федерации;
 освоение
обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в
социуме;

обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
 становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного
отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе,
ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих
ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество»,
«Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех
указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся
способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе
следующих ведущих идей:
 раскрытие роли человека в природе и обществе;
 освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и
природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его
самость», «Человек и познание».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет
136 часов (два часа в неделю в каждом классе): 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего
образования направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России;
понимание особой роли многонациональной России в современном
мире;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
 проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям,
их взглядам, признанию их индивидуальности;
 принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности;
 применение
правил
совместной деятельности, проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
 понимание особой роли России в развитии общемировой
художественной культуры, проявление уважительного отношения,

восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного
поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
 приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
 осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к природе,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 осознание ценности познания для развития человека, необходимости
самообразования и саморазвития;
 проявление познавательного интереса, активности, инициативности,
любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
 понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной
среды
обитания),
проявлять
способность
ориентироваться в изменяющейся действительности;
 на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое;
причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
 сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания
для сравнения, устанавливать аналогии;
 объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
 выявлять
недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
 проводить (по предложенному и самостоятельно составленному
плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные
опыты;
 проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;
 определять разницу между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
 формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
 моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны),
а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др.);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между
объектами (часть – целое, причина – следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения,
исследования).
3) Работа с информацией:
 использовать различные источники для поиска информации,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
 находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде, согласно заданному алгоритму;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её
проверки;
 находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
 читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);


соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет (с помощью учителя);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
 фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения,
оценивать выступления участников;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
 использовать смысловое чтение для определения темы, главной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и
поступках людей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
 находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной
жизни;
 готовить
небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту
выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
 планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;
 выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
 находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;


корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);
 предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в
житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить
свою оценку с оценкой учителя;
 оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
 понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного материала по окружающему
миру);
 коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться;
 выполнять
правила совместной деятельности: справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с
наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
 ответственно выполнять свою часть работы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам
России и своего региона;
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;
 приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ
с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-
























прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам
и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие
опыты с природными объектами с использованием простейшего
лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе и
обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в
природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и
делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая
выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать
правила
безопасного
поведения
пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к
двигательной активности и принципы здорового питания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть Интернет;



ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах.

4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
 проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
 соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
 показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
 показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;
 находить место изученных событий на «ленте времени»;
 знать основные права и обязанности гражданина Российской
Федерации;
 соотносить изученные исторические события и исторических
деятелей с веками и периодами истории России;
 рассказывать о государственных праздниках России, наиболее
важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях
столицы России и родного края;
 описывать на основе предложенного плана изученные объекты,
выделяя их существенные признаки, в том числе государственную
символику России и своего региона;
 проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
 распознавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в
окружающем мире;
 группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;
 сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их
внешних признаков и известных характерных свойств;
 использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и














ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые
высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья
и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании
объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в
театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха,
учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде,
самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационнотелекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники
культуры России, родного края. Государственная символика Российской
Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы
России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы
и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное
отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности
труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы
стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух
– смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в
природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в
хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав,
значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение
шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные.
Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности
питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений,

фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от
условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы,
птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия,
необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль
животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса.
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о
здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого
дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей
части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и
других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома,
предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения
пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила
безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в
вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(ориентирование в признаках мошеннических действий, защита
персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и
социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения,
поведение животных) по предложенному и самостоятельно
составленному плану; на основе результатов совместных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
 устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями
поведения и условиями жизни животного;
 определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
 моделировать цепи питания в природном сообществе;
 различать понятия «век», «столетие», «историческое время»;
соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать
полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
 находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их
названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
 читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
 находить по предложению учителя информацию в разных
источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в
информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях
контролируемого входа);
 соблюдать правила безопасности при работе в информационной
среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их
краткой характеристикой:
1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);

3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации,
предвидение).
 описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
 описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе
сравнения объектов природы;
 приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных
царств природы;
 называть признаки (характеризовать) животного (растения) как
живого организма;
 описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей
страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
 устанавливать причину возникающей трудности или ошибки,
корректировать свои действия.
Совместная деятельностьспособствует формированию умений:
 участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя
(лидера), подчинённого;
 оценивать результаты деятельности участников, положительно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
 выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение;
 самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики
общения.
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и
обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской
Федерации – глава государства. Политико-административная карта России.
Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности,
знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических
событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.

Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День
весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День
Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к
культуре, истории, традициям своего народа и других народов,
государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых
национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия
в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное
участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного
наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения,
измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце
– ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и
горы России. Особенности поверхности родного края (краткая
характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и
озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного
края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в
России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта

людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи
в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы
взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила
нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного
поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и
средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других
средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет
(поиск
достоверной
информации,
опознавание
государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть
Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть
познавательных
универсальных
учебных
действий
способствуют
формированию умений:
 устанавливать последовательность этапов возрастного развития
человека;
 конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
 моделировать схемы природных объектов (строение почвы;
движение реки, форма поверхности);
 соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой
природной зоне;
 классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
 определять разрыв между реальным и желательным состоянием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.

Работа с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий способствует формированию умений:
 использовать умения работать с информацией, представленной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
 использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе
и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях
контролируемого выхода);
 делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая
в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник,
иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
 характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы
в деятельности организма;
 создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
 описывать
ситуации проявления нравственных качеств –
отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
 составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
 составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина
РФ»;
 создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют
формированию умений:
 самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки;
 контролировать
процесс и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости;

адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над
ошибками;
 находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их
причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
 выполнять правила совместной деятельности при выполнении
разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена
большого коллектива;
 ответственно относиться к своим обязанностям в процессе
совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее
дело;
 анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными
для здоровья и жизни других людей.


3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

14

0

0

1.2

Семья - коллектив близких. Родных
людей.

2

0

0

1.3

Страны и народы мира.

4

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

20

Раздел 2.Человек и природа
2.1

Методы изучения природы.
Разнообразие веществ в окружающем
мире.

11

0

0

2.2

Бактерии, грибы и их разнообразие

2

0

0

2.3

Разнообразие растений

7

0

0

2.4

Разнообразие животных

7

0

0

2.5

Природные сообщества

3

0

0

2.6

Человек - часть природы

5

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Итого по разделу

35

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни

2

0

0

3.2

Правила безопасного поведения
пассажира. Безопасность в сети
Интернет

5

0

0

Итого по разделу

7

Резервное время

6

4

2

68

4

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4116e4

4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1.Человек и общество
1.1

Наша родина - Российская Федерация

10

0

0

1.2

История Отечества. «Лента времени» и
историческая карта

17

0

0

1.3

Человек - творец культурных
ценностей. Всемирное культурное
наследие

6

0

0

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

33

Раздел 2.Человек и природа
2.1

Методы познания окружающей
природы. Солнечная система

5

0

0

2.2

Формы земной поверхности. Водоемы и
их разнообразие

9

0

0

2.3

Природные зоны России: общее
представление, основные природные
зоны

5

0

0

2.4

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия. Экологические
проблемы

5

0

0

Итого по разделу

24

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Раздел 3.Правила безопасной жизнедеятельности
3.1

Здоровый образ жизни: профилактика
вредных привычек

1

0

0

3.2

Безопасность в городе. Безопасность в
сети Интернет

4

0

0

Итого по разделу

5

Резервное время

6

3

2

68

3

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f412850

Календарно-тематический планирование
по окружающему миру
3 класс
за год 34 недели, 68 часов, 2 часа в неделю
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Что такое общество?

1

0

06.09.2023

2

Наша Родина - Российская
Федерация Государственная
символика РФ. Уважение к
государственным символам
России

1

0

08.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa

3

Родной край – малая родина

1

0

13.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412d5a

4

Уникальные памятники
культуры России: Красная
площадь, Кремль

1

0

15.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba

5

Уникальные памятники
культуры России:
исторический центр СанктПетербурга

1

0

20.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841427c

6

Уникальные памятники
культуры России: Кижи,
памятники Великого Новгорода

1

0

22.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84134bc

7

Достопримечательности

1

0

27.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e

https://m.edsoo.ru/f841330ehttps://m.edsoo.ru/f841254e

родного края: памятники
природы и культуры региона

8

Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Ростов Великий, ПереславльЗалесский

1

0

29.09.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30

9

Города Золотого кольца
России. Кремлевские города:
Суздаль, Сергиев Посад,
Ярославль

1

0

04.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e

10

Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре
народов России. Традиции
воспитания трудолюбия у детей
разных народов нашей страны

1

0

06.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841254e

11

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
на производстве, в сельском
хозяйстве

1

0

11.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841254e

12

Труд жителей региона.
Профессии, связанные с трудом
в учреждениях образования и
культуры

1

0

13.10.2023

https://m.edsoo.ru/f841254e

13

Культура, традиции народов
России. Уважение к культуре,
традициям, истории разных
народов и своего народа

1

0

18.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c

14

Нужны ли обществу правила
поведения? Правила поведения

1

0

20.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841213e

в социуме
15

Семья – первый и главный
коллектив в жизни человека
Повседневные заботы семьи

1

0

25.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4

16

Совместный труд. Семейный
бюджет, доходы и расходы
семьи

1

0

27.10.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841314c

17

Памятники природы и
культуры стран Европы (по
выбору)

1

0

08.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841481c

18

Памятники природы и
культуры Белоруссии (по
выбору)

1

0

10.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414650

19

Памятники природы и
культуры стран Азии (по
выбору)

1

0

15.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84149d4

20

Памятники природы и
культуры Китая (по выбору)

1

0

17.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414b6e

21

Проект. Семья: традиции,
праздники

1

1

22.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0

22

Административный
контрольный срез в форме
тестирования

1

1

24.11.2023

https://m.edsoo.ru/f8414b6e

23

Методы изучения природы:
наблюдения, сравнения,
измерения, опыты и
эксперименты. Материки и
океаны, части света: картины

1

0

29.11.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162

природы

24

Разнообразие веществ в
природе. Примеры веществ
(соль, сахар, вода, природный
газ): узнавание, называние,
краткая характеристика

1

0

01.12.2023

25

Твердые вещества, жидкости,
газы. Определение свойств
твердых веществ, жидкостей и
газов

1

0

06.12.2023

26

Вода как вещество.
Определение свойств воды в
ходе практической работы

1

0

08.12.2023

27

Распространение воды в
природе: водоемы, реки.
Круговорот воды в природе

1

0

13.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78

28

Значение воды для жизни
живых организмов и
хозяйственной деятельности
людей. Охрана воды

1

0

15.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a

29

Воздух как смесь газов.
Значение воздуха для жизни
флоры, фауны, человека.
Охрана воздуха

1

0

20.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328

30

Горная порода как соединение
разных минералов. Примеры
минералов

1

0

22.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d846

31

Полезные ископаемые –

1

0

27.12.2023

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840c9c8https://m.edsoo.ru/f840c7ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840cce8https://m.edsoo.ru/f840cb62

богатство земных недр

32

Полезные ископаемые родного
края: характеристика,
использование в хозяйственной
деятельности региона

1

0

29.12.2023

33

Почва, её состав

1

0

10.01.2024

34

Бактерии – мельчайшие
одноклеточные живые
существа

1

0

12.01.2024

35

Разнообразие грибов:
узнавание, называние,
описание

1

0

17.01.2024

36

Разнообразие растений:
зависимость внешнего вида от
условий и места обитания

1

0

19.01.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282

37

Растения родного края:
названия и краткая
характеристика (на основе
наблюдения)

1

0

24.01.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c

38

Растения, используемые
людьми в хозяйственной
деятельности

1

0

26.01.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6

39

Растение как живой организм

1

0

31.01.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4

40

Как растения размножаются?

1

0

02.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841254e

41

Развитие растения от семени до
семени (по результатам
практических работ)

1

0

07.02.2024

https://m.edsoo.ru/f841254e

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840dd78https://m.edsoo.ru/f840dbde

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f9fchttps://m.edsoo.ru/f840df26

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840f240https://m.edsoo.ru/f840e0de

42

Условия роста и развития
растения (по результатам
наблюдений)

1

0

09.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c

43

Жизнь животных в разные
времена года

1

0

14.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e

44

Животные родного края:
узнавание, называние, краткая
характеристика

1

0

16.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16

45

Бережное отношение к
животным – нравственная
ценность людей. Охрана
животного мира в России

1

0

21.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2

46

Как животные питаются?

1

0

28.02.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90

47

Особенности дыхания
животных разных классов
(звери –легкие; рыбы - жабры;
насекомые – трахеи)

1

0

01.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a

48

Размножение и развитие рыб,
птиц, земноводных

1

0

06.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f0b0

49

Условия, необходимые для
жизни животных: воздух, вода,
тепло, пища (среда обитания) –
обобщение на основе
результатов наблюдений и
работы с информацией

1

0

13.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412b98

50

Естественные природные
сообщества: лес, луг, водоем,
степь

1

0

15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841030chttps://m.edsoo.ru/f840ff74

51

Искусственные природные
сообщества, созданные
человеком - пруд, поле, парк,
огород

1

0

20.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410122

52

Природные сообщества
родного края – два-три примера
на основе наблюдения

1

0

22.03.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba

53

Общее представление о
строении организма человека.
Температура тела, частота
пульса как показатели здоровья
человека

1

0

03.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654

54

Опорно-двигательная система и
ее роль в жизни человека

1

0

05.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6

55

Дыхательная система и ее роль
в жизни человека

1

0

10.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0

56

Пищеварительная система и ее
роль в жизни человека

1

0

12.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4

57

Кровеносная и нервная система
и ее роль в жизни человека

1

0

17.04.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411108

58

Органы чувств их роль в жизни
человека

1

0

19.04.2024

59

Промежуточная аттестация в
форме тестирования

1

1

24.04.2024

60

"Человек - часть природы.
Строение тела человека "

1

0

26.04.2024

https://m.edsoo.ru/f841146e

61

Роль двигательной активности:
утренней гимнастики,

1

0

03.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841146ehttps://m.edsoo.ru/f8410f78

динамических пауз
62

Профилактика заболеваний.
Роль закаливания для здоровья
растущего организма

1

0

08.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6

63

Соблюдение правил
перемещения внутри двора и
пересечения дворовой
проезжей части

1

0

10.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411a5e

64

Знаки безопасности во дворе
жилого дома

1

0

15.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910

65

Безопасное поведение
пассажира железнодорожного
транспорта. Знаки
безопасности

1

0

17.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c

66

Безопасное поведение
пассажира авиа и водного
транспорта

1

0

22.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8

67

Безопасная информационная
среда

1

0

22.05.2024

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90

68

Итоговая комплексная работа

1

1

24.05.2024

68

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Календарно-тематический планирование
по окружающему миру
4 класс
за год 34 недели, 68 часов, 2 часа в неделю
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

К/р

П/р

1

Государственное устройство РФ
(общее представление). Конституция
РФ. Президент РФ. Политикоадминистративная карта России

2

Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Права
ребенка

1

0

0

3

Малая Родина гражданина России.
Достопримечательности родного края

1

0

0

4

Родной край. Знаменитые люди
родного края

1

0

0

5

Наша малая Родина: главный город

1

0

0

6

Города России. Древние города
России. Страницы истории

1

0

0

7

Города России. Города-герои.
Страницы истории

1

0

0

8

Праздник в жизни общества и
человека

1

0

0

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
1

0

0

04.09.2023

08.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841d8eahttps://
m.edsoo.ru/f841d188

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d336

11.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dac0

15.09.2023
18.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e664

22.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e4c0

25.09.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841e876

29.09.2023

https://m.edsoo.ru/f841dc50

9

Государственные праздники России

1

0

0

10

Праздники и памятные даты своего
региона

1

0

0

11

Историческое время. Что такое «лента
времени»?

1

0

0

12

Государство Русь. Страницы
общественной и культурной жизни

1

0

0

13

Государство Русь. Человек защитник своего Отечества

1

0

0

14

Промежуточная аттестация .

1

1

0

15

Московское государство.
Образование и культура в
Московском государстве

1

0

0

16

Страницы истории Российской
империи. Пётр 1

1

0

0

17

Страницы Российской империи.
Преобразования в культуре, науке,
быту

1

0

0

18

Образование в Российской империи

1

0

0

19

Развитие культуры в Российской
империи Российская империя:
развитие культуры XVIII века
(архитектура, живопись, театр)

02.10.2023
06.10.2023
09.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841dc50
https://m.edsoo.ru/f841dc50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418bb0

13.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8418dc2

16.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a082https://
m.edsoo.ru/f841a262https://m.edso
o.ru/f8419894

20.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419894

23.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419c54

27.10.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b284

06.11.2023
10.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8419e7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b4aa

13.11.2023
1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841b694

20

«Золотой век» русской культуры.
Великие поэты и писатели,
композиторы и художники XIX века

21

Первая Отечественная война: 1812
год. Защита Родины от французских
завоевателей

17.11.2023
1

0

0

https://m.edsoo.ru/f841b694

20.11.2023
1

0

0

https://m.edsoo.ru/f841b89c

24.11.2023
22

Страницы истории России ХХ века

1

0

0

23

Великая Отечественная война 19411945 гг: как все начиналось…

1

0

0

24

Великая Отечественная война 19411945 гг: главные сражения

1

0

0

25

Все для фронта – все для победы

1

0

0

26

Взятие Берлина. Парад Победы

1

0

0

27

Мы живём в Российской Федерации

1

0

0

28

Человек - творец культурных
ценностей

1

0

0

29

Труд и быт людей в разные
исторические времена

1

0

0

30

Административный контрольный срез
в форме тестирования

1

1

0

31

Всемирное культурное наследие
России.

1

0

0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841bf72https://
m.edsoo.ru/f841c12ahttps://m.edso
o.ru/f841c56c

27.11.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c800

01.12.2023

04.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841b694

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841c9f4

08.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841b694

11.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cd14

15.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841cf94

18.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841ae1a

22.12.2023

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415b9a

25.12.2023

https://m.edsoo.ru/f841b694

29.12.2023

32

Всемирное культурное наследие

1

0

0

33

Охрана историко-культурного
наследия

1

0

0

12.01.2024

34

Взаимоотношения людей в обществе:
доброта и гуманизм, справедливость
и уважение

1

0

0

15.01.2024

35

Летописи и летописцы. Роль
монастырей в развитии образования
народа

1

0

0

19.01.2024

36

Обобщение по разделу

1

0

0

37

Как человек изучает окружающую
природу?

1

0

0

38

Солнце - звезда

1

0

0

39

Планеты Солнечной системы Луна –
спутник Земли

1

0

0

40

Смена дня и ночи на Земле как
результат вращения планеты вокруг
своей оси (практические работы с
моделями и схемами)

1

0

1

05.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

41

Обращение Земли вокруг Солнца как
причина смены сезонов (практические
работы с моделями и схемами).
Общая характеристика времен года

1

0

1

09.02.2024

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

42

Равнины России: ВосточноЕвропейская, Западно-Сибирская
(название, общая характеристика,

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841d516

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a62c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841a82a

22.01.2024

https://m.edsoo.ru/f841a82a

26.01.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414d1c

29.01.2024

https://m.edsoo.ru/f8414d1c

02.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8414eca

12.02.2024
1

https://m.edsoo.ru/f841b694

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a

нахождение на карте)

43

Горные системы России: Урал,
Кавказ, Алтай (краткая
характеристика, главные вершины,
место нахождения на карте)

1

0

0

44

Формы земной поверхности (на
примере родного края)

1

0

0

45

Водоемы Земли, их разнообразие.
Естественные водоемы: океан, море,
озеро, болото. Примеры водоемов в
России.

46

Искусственные водоемы:
водохранилища, пруды (общая
характеристика)

1

0

0

47

Река как водный поток

1

0

0

48

Крупнейшие реки России: название,
нахождение на карте. Водоемы и реки
родного края

1

0

0

49

Промежуточная аттестация.

1

1

0

50

Использование рек и водоемов
человеком (хозяйственная
деятельность, отдых). Охрана рек и
водоемов

51

Характеристика природных зон
России: арктическая пустыня. Связи в
природной зоне

16.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841668a

19.02.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416806

26.02.2024
1

0

Библиотека ЦОК

0

https://m.edsoo.ru/f8416996

01.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416b58

04.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416cfc

11.03.2024
15.03.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416fae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417382

18.03.2024
1

0

Библиотека ЦОК

0

https://m.edsoo.ru/f8417526

01.04.2024
1

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417918https://
m.edsoo.ru/f8417b34

52

Характеристика природных зон
России: тундра. Связи в природной
зоне

53

Характеристика природных зон
России: тайга. Связи в природной
зоне

54

Характеристика природных зон
России: смешанный лес. Связи в
природной зоне

55

Характеристика природных зон
России: степь и полупустыня. Связи в
природной зоне

1

0

0

56

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия в России

1

0

0

57

Природные и культурные объекты
Всемирного наследия за рубежом

1

0

0

58

Экологические проблемы
взаимодействия человека и природы

1

0

0

59

Защита и охрана природных богатств
(воздуха, воды, полезных
ископаемых, флоры и фауны)

1

0

0

60

Знакомство с Международной
Красной книгой

1

0

0

61

Промежуточная аттестация в форме
тестирования

1

1

0

62

Обобщение по разделу "Природные
зоны"

1

0

0

05.04.2024
1

0

0

https://m.edsoo.ru/f8417d1e

08.04.2024
1

0

Библиотека ЦОК

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8417f08

Библиотека ЦОК
1

0

0

12.04.2024

https://m.edsoo.ru/f84183b8https://
m.edsoo.ru/f84181ce

Библиотека ЦОК
15.04.2024
19.04.2024

https://m.edsoo.ru/f8418778https://
m.edsoo.ru/f84185ac

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841546a

22.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841580c

26.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415118

29.04.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84152c6

04.05.2024

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415636

06.05.2024
10.05.2024

https://m.edsoo.ru/f8415636

13.05.2024

63

О вредных для здоровья привычках

1

0

0

64

Итоговая работа.

1

1

0

17.05.2024

65

Планирование маршрутов с учетом
транспортной инфраструктуры
населенного пункта

1

0

0

20.05.2024

66

Правила поведения в общественных
местах: зонах отдыха, учреждениях
культуры и торговых центрах

1

0

0

21.05.2024

67

Безопасное поведение при езде на
велосипеде и самокате. Дорожные
знаки

1

0

0

22.05.2024

68

Правила цифровой грамотности при
использовании Интернет

1

0

0

24.05.2024

68

4

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415da2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416306
https://m.edsoo.ru/f8416306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8416180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8415f50

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
-Окружающий мир (в 2 частях), 4 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
- - Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 1 класс.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 2 класс.
-- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 3 класс.

-- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир:
поурочные разработки: 4 класс.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f4116e4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».