Математика в играх и задачах 3-4 класс 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика в играх и задачах»
для обучающихся 3- 4 классов

с.п.Кахун 2023г.

1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Математика в играх и задачах» разработана в
соответствии с требованиями:


федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
 методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки
от 18.08.2017 № 09-1672;
 стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
 СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун является приказ
№1 от 30.08.2023г.
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей
младшего школьника и предназначен для развития математических способностей
обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения.

Цель курса: развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого
воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.
Место учебного предмета в учебном плане МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун курс
предназначен для обучающихся 3-4 классов и рассчитан на 34 часа в год.
Результаты освоения курса
Личностные результаты


внутренняя позиция учащегося на уровне понимания необходимости учения;



развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.

Регулятивные УУД


самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;



составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои
действия с целью, корректировать свою деятельность;



осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые
коррективы;



вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и
работы других в соответствии с этими критериями;



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД


строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и
свойствах;



пользоваться различными источниками информации;



обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных
объектов;



создавать и преобразовывать модели и схемы;



строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей.

Коммуникативные УУД


высказывать и обосновывать свою точку зрения;



принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;



правильно использовать речевые средства для эффективного решения
коммуникативных задач.

Предметные результаты


проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;



конструировать предметы из геометрических фигур;



разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;



применять приёмы, упрощающие вычисления;



выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;



решать задачи на противоречия;



анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;



работать над проектами;



моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и
др.) и из развёрток.

Содержание курса с указанием форм организации и видов
деятельности.

№

Тема

Форма проведения

Основные виды деятельности

Исторические сведения о математике (2 ч)
1

Из истории чисел.
Применение различных
цифр и чисел в
современной жизни.

Познавательная
беседа,
практические
задания

Сравнивать разные приёмы
действий, выбирать удобные
способы для выполнения
конкретного задания;

2

Пословицы, поговорки,
фразеологизмы с
числами.

Проект

Аргументировать свою позицию в
коммуникации, учитывать разные
мнения, использовать критерии
для обоснования своего суждения;

Числа и выражения (9 ч)
3

Целые и дробные числа.

Работа в группах

Включаться в групповую работу,
участвовать в обсуждении
проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение
и аргументировать его

4

Числа-великаны

Практическое
занятие.

Контролировать свою
деятельность: обнаруживать и
исправлять ошибки;

5

Числа-великаны

Проект

Сравнивать разные приёмы
действий, выбирать удобные
способы для выполнения
конкретного задания;

6

Закономерности в числах
и фигурах.

Работа в группах

конструировать
последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи;

Многозначные числа.
Турнир

7
8

Решение уравнений.

Практическое
занятие.

Сопоставлять полученный
результат с заданным условием;

9

Решение уравнений.

Игра-соревнование

объяснять (доказывать) выбор
деталей или способа действия при
заданном условии; анализировать
предложенные возможные
варианты верного решения;

10 Действия
противоположные по
значению.
11 Использование обратной
операции при решении

Показ примеров и
образцов.
Практическое
занятие

Оценивать предъявленное готовое
решение задачи (верно, неверно);

задач, уравнений,
примеров.

участвовать в учебном диалоге,
оценивать процесс поиска и
результат решения задачи;

В мире ребусов (5 ч)
12 Числовые головоломки.

Игра

Применять изученные способы
учебной работы и приёмы
вычислений для работы с
числовыми головоломками;

13 Разгадывание и
составление
математических
головоломок и
магических квадратов.

Игра-конкурс.

Моделировать ситуацию,
описанную в тексте задачи,
использовать соответствующие
знаково-символические средства
для моделирования ситуации;

14 Алгоритм составления
магических квадратов.

Показ примеров и
образцов.

Конструировать предметы из
геометрических фигур;

15 Разгадывание и
составление ребусов.

Работа в группе

16 Математические фокусы.

Игра-конкурс.

Разгадывать и составлять простые
математические ребусы,
магические квадраты,
математические фокусы.

Решаем нестандартные задачи (9 ч)
17 Математические
софизмы.

Познавательная
беседа,
практические
задания

18 Волшебный круг.

Игра

19 Составление круговых
диаграмм.

Работа в парах

Определять главное и
существенное на основе
развивающих заданий и
упражнений, путем логических
задач и проведения дидактических
игр.

Объяснять (обосновывать)
выполняемые и выполненные
действия;
конструировать несложные
задачи.

20 Решение задач с
использованием
круговых диаграмм.
21 Задачи на разрешение
математических
противоречий.

Практическое
занятие
Показ примеров и
образцов, работа в
группе

22 Анализ проблемных
ситуаций во
многоходовых задачах.

Практическое
занятие

23 Решение задач с

Практическое

Конструировать
последовательность шагов
(алгоритм) решения задачи;
Решать задачи на противоречия;
Анализировать проблемные
ситуаций во многоходовых
задачах;

Решать задачи с помощью

помощью уравнений.

занятие

уравнений.

24 Задачи-маршруты.

Игра-соревнование

Применять приёмы, упрощающие
вычисления;

25 Комбинаторные задачи.

Познавательная
беседа,
практические
задания

Выделять закономерности,
завершать схемы.

26 Объёмные фигуры:
цилиндр, конус,
пирамида, шар, куб.

Познавательная
беседа,
практические
задания

Описывать признаки
геометрических фигур.

27 Моделирование из
проволоки.

Практикум

28 Задачи на нахождение
периметра и площади,
описывающие реальные
бытовые ситуации.

Работа в парах

Анализировать
ситуацию, устанавливать
причинно-следственные связи

Геометрическая мозаика (9 ч)

Моделировать объёмные фигуры
из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из
развёрток.

Проводить вычислительные
операции площадей и объёма
фигур;

29 Решение задач с
геометрическим
содержанием.

Практическое
занятие

Высказывать и обосновывать свою
точку зрения;

30 Решение задач с
геометрическим
содержанием.

Урок-соревнование

Правильно использовать речевые
средства для эффективного
решения коммуникативных задач

31 Объем фигур.

Работа в группах

32 Решение задач на
нахождение объема.

Практическое
занятие

33 Решение задач на
нахождение объема.

Игра-соревнование

34 Юный математик.

Праздник

Проводить вычислительные
операции площадей и объёма
фигур;
Решать задачи на нахождение
объема.

уметь обмениваться информацией
в ходе свободного общения.

Календарно-тематическое планирование по предмету
"Математика в играх и числах"
3 класс , 34 недели , 1 час в неделю, за год 34 часа.

составители Кокоева А.А.
Кудаева М.М
№

Тема занятия

Форма и содержание занятия

Кол-во часов

Дата

1

Интеллектуальная
разминка
«Числовой»
конструктор

Решение олимпиадных задач на
сайте учи.ру
Числа от 1 до 1000. Составление
трёхзначных чисел с помощью
комплектов карточек с числами:
1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10,
20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200,
300, 400, … , 900.
Конструирование
многоугольников из одинаковых
треугольников.

1

05.09.2023

1

12.09.2023

1

19.09.2023

Задачи на переливание.

1

26.09.2023

Решение нестандартных задач
(на «отношения»). Сбор
информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Игры: «Крестики-нолики на
бесконечной доске», «Морской
бой»и др., конструкторы
«Монтажник», «Строитель»,
«Полимино», «Паркетые
мозаики» и др. из электронного
учебного пособия «Математика
и конструирование».
Построение конструкции по
заданному образцу.
Перекладываниенескольких
спичек в соответствии с
условием. Проверка
выполненной работы.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Работа в «центрах»
деятельности: конструкторы,
электронные математические
игры (работа на компьютере),
математические головоломки,
занимательные задачи.
Порядок выполнения действий в
числовых выражениях (без
скобок,со скобками). Соедините
числа 1 1 1 1 1 1 знаками
действий так, чтобывответе
получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Построение математических
пирамид: «Сложение в пределах
1000»,«Вычитание в пределах
1000», «Умножение»,

1

03.10.2023

1

10.10.2023

1

17.10.2023

2

24.10.2023
07.11.2023

1

14.11.2023

1

21.11.2023

1

28.11.2023

1

05.12.2023

1

12.12.2023

2

3

Геометрия вокруг
нас

4

Волшебные
переливания
В царстве смекалки

5-6

7

«Шаг в будущее»

8-9

«Спичечный»
конструктор

10

Числовые
головоломки

11-12

Интеллектуальная
разминка

13

Математические
фокусы

14

Математические
игры

15

Секреты чисел

16

Математическая
копилка

17

Математическое
путешествие

18

Выбери маршрут

19

Числовые
головоломки

20-21

В царстве смекалки

22

Мир занимательных
задач

23

Геометрический
калейдоскоп

«Деление». Игры: «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору
учащихся).
Числовой палиндром — число,
которое читается одинаково
слева направо и справа налево.
Числовые головоломки: запись
числа 24 (30)тремя одинаковыми
цифрами.
Составление сборника
числового материала, взятого из
жизни (газеты, детские
журналы), для составления
задач.
Вычисления в группах: первый
ученик из числа вычитает 140;
второй — прибавляет 180,
третий — вычитает 160, а
четвёртый — прибавляет 150.
Решения и ответы к пяти
раундам записываются.
Взаимныйконтроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 +
180 = 680 680 – 160 = 520 520 +
150= 670
Единица длины километр.
Составление карты
путешествия: на определённом
транспорте по выбранному
маршруту, например
«Золотоекольцо» России,
города-герои и др.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку).
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Задачи со многими возможными
решениями. Задачи с
недостающими данными, с
избыточным составом условия.
Задачи надоказательство: найти
цифровое значение букв в
условной записи:СМЕХ + ГРОМ
= ГРЕМИ и др.
Конструирование
многоугольников из заданных
элементов.Конструирование из
деталей танграма: без разбиения
изображенияна части; заданного
в уменьшенном масштабе.

1

19.12.2023

1

26.12.2023

1

09.01.2024

1

16.01.2024

1

23.01.2024

1
1

30.01.2024
06.02.2024

1

13.02.2024

1

20.02.2024

24

Интеллектуальная
разминка

25

Разверни листок

26-27

От секунды до
столетия

28

Числовые
головоломки

29

Конкурс смекалки

30

Это было в старину

31

Математические
фокусы

32-33

Энциклопедия
математических
развлечений

34

Математический
лабиринт

Работа в «центрах»
деятельности: конструкторы,
электронные математические
игры (работа на компьютере),
математические головоломки,
занимательные задачи.
Задачи и задания на развитие
пространственных
представлений.
Время и его единицы: час,
минута, секунда; сутки, неделя,
год, век.Одна секунда в жизни
класса. Цена одной минуты. Что
происходит заодну минуту в
городе (стране, мире). Сбор
информации. Что
успеваетсделать ученик за одну
минуту, один час, за день, за
сутки?Составление различных
задач, используя данные о
возрасте своих
родственников.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (какуро).
Задачи в стихах. Задачи-шутки.
Задачи-смекалки.

1

27.02.2024

1

05.03.2024

1

12.03.2024

1

19.03.2024

1

02.04.2024

1

09.04.2024

Старинные русские меры длины
и массы: пядь, аршин, вершок,
верста, пуд, фунт и др. Решение
старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные
русские меры длины»
Алгоритм умножения (деления)
трёхзначного числа на
однозначноечисло. Поиск
«спрятанных» цифр в записи
решения.
Составление сборника
занимательных заданий.
Использованиеразных
источников информации
(детские познавательные
журналы,книги и др.).
Итоговое занятие — открытый
интеллектуальный марафон.

1

16.04.2024

1

23.04.2024

2

30.04.2024
08.05.2024

1

15.05.2024

ИТОГО: 34 ч.

Календарно-тематическое планирование по предмету
"Математика в играх и числах"
4 класс , 34 недели , 1 час в неделю, за год 34 часа.
составители Водахова М.М.

Езиева В.Б.
№

Наименование разделов, тем

Кол-во
часов

Дата
проведения

Коррек
тировка дат

Исторические сведения о
математике

2

1

Из истории чисел. Применение
различных цифр и чисел в
современной жизни.

1

02.09.2023

http://uchi.ru/

2

Пословицы, поговорки,
фразеологизмы с числами.

1

09.09.2023

http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/pupil/?subject=
25

Числа и выражения

9

3

Целые и дробные числа

1

16.09.2023

http://uchi.ru/

45

Числа-великаны

2

23.09.2023

http://uchi.ru/

6

Закономерности в числах и фигурах.

1

07.10.2023

http://uchi.ru/

7

Многозначные числа.

1

14.10.2023

http://uchi.ru/

8

Решение уравнений.

1

21.10.2023

http://uchi.ru/

9

Решение уравнений.

1

28.10.2023

http://uchi.ru/

10 Действия противоположные по
значению.

1

11.11.2023

http://uchi.ru/

11 Использование обратной операции
при решении задач, уравнений,
примеров.

1

18.11.2023

http://uchi.ru/

30.09.2023

В мире ребусов

5

12 Числовые головоломки.

1

25.11.2023

http://uchi.ru/

13 Разгадывание и составление
математических головоломок и
магических квадратов.

1

02.12.2023

http://uchi.ru/

14 Алгоритм составления магических
квадратов.

1

09.12.2023

http://uchi.ru/

15 Разгадывание и составление
ребусов.

1

16.12.2023

http://uchi.ru/

16 Математические фокусы.

1

23.12.2023

http://uchi.ru/

Решаем нестандартные задачи

9

17 Математические софизмы.

1

30.12.2023

http://uchi.ru/

18 Волшебный круг.

1

13.01.2024

http://uchi.ru/

19 Составление круговых диаграмм.

1

20.01.2024

http://uchi.ru/

20 Решение задач с использованием
круговых диаграмм.

1

27.01.2024

http://uchi.ru/

21 Задачи на разрешение
математических противоречий.

1

03.02.2024

http://uchi.ru/

22 Анализ проблемных ситуаций во
многоходовых задачах.

1

10.02.2024

http://uchi.ru/

23 Решение задач с помощью
уравнений.

1

17.02.2024

http://uchi.ru/

24 Задачи-маршруты.

1

24.02.2024

http://uchi.ru/

25 Комбинаторные задачи.

1

02.03.2024

http://uchi.ru/

Геометрическая мозаика

9

26 Объёмные фигуры: цилиндр, конус,
пирамида, шар, куб.

1

09.03.2024

http://uchi.ru/

27 Моделирование из проволоки.

1

16.03.2024

http://uchi.ru/

28 Задачи на нахождение периметра и
площади, описывающие реальные
бытовые ситуации.

1

23.03.2024

http://uchi.ru/

29 Решение задач с геометрическим
содержанием.

1

06.04.2024

http://uchi.ru/

30 Решение задач с геометрическим
содержанием.

1

13.04.2024

http://uchi.ru/

31 Объем фигур.

1

20.04.2024

http://uchi.ru/

32 Решение задач на нахождение
объема.

1

27.04.2024

http://uchi.ru/

33 Решение задач на нахождение
объема.

1

04.05.2024

http://uchi.ru/

34 Олимпиада.

1

11.05.2024

http://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».