РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика в играх и задачах» для обучающихся 3- 4 классов с.п.Кахун 2023г. 1.Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Математика в играх и задачах» разработана в соответствии с требованиями: федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; СанПиН 1.2.3685-21; основной образовательной программы МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун является приказ №1 от 30.08.2023г. Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьника и предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Цель курса: развитие математического образа мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности. Место учебного предмета в учебном плане МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун курс предназначен для обучающихся 3-4 классов и рассчитан на 34 часа в год. Результаты освоения курса Личностные результаты внутренняя позиция учащегося на уровне понимания необходимости учения; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Регулятивные УУД самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта; составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия. Познавательные УУД строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах; пользоваться различными источниками информации; обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов; создавать и преобразовывать модели и схемы; строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей. Коммуникативные УУД высказывать и обосновывать свою точку зрения; принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Предметные результаты проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур; конструировать предметы из геометрических фигур; разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; применять приёмы, упрощающие вычисления; выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге; решать задачи на противоречия; анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах; работать над проектами; моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности. № Тема Форма проведения Основные виды деятельности Исторические сведения о математике (2 ч) 1 Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. Познавательная беседа, практические задания Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; 2 Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами. Проект Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; Числа и выражения (9 ч) 3 Целые и дробные числа. Работа в группах Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его 4 Числа-великаны Практическое занятие. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; 5 Числа-великаны Проект Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; 6 Закономерности в числах и фигурах. Работа в группах конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Многозначные числа. Турнир 7 8 Решение уравнений. Практическое занятие. Сопоставлять полученный результат с заданным условием; 9 Решение уравнений. Игра-соревнование объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; анализировать предложенные возможные варианты верного решения; 10 Действия противоположные по значению. 11 Использование обратной операции при решении Показ примеров и образцов. Практическое занятие Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); задач, уравнений, примеров. участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; В мире ребусов (5 ч) 12 Числовые головоломки. Игра Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; 13 Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Игра-конкурс. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; 14 Алгоритм составления магических квадратов. Показ примеров и образцов. Конструировать предметы из геометрических фигур; 15 Разгадывание и составление ребусов. Работа в группе 16 Математические фокусы. Игра-конкурс. Разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты, математические фокусы. Решаем нестандартные задачи (9 ч) 17 Математические софизмы. Познавательная беседа, практические задания 18 Волшебный круг. Игра 19 Составление круговых диаграмм. Работа в парах Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; конструировать несложные задачи. 20 Решение задач с использованием круговых диаграмм. 21 Задачи на разрешение математических противоречий. Практическое занятие Показ примеров и образцов, работа в группе 22 Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. Практическое занятие 23 Решение задач с Практическое Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Решать задачи на противоречия; Анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах; Решать задачи с помощью помощью уравнений. занятие уравнений. 24 Задачи-маршруты. Игра-соревнование Применять приёмы, упрощающие вычисления; 25 Комбинаторные задачи. Познавательная беседа, практические задания Выделять закономерности, завершать схемы. 26 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Познавательная беседа, практические задания Описывать признаки геометрических фигур. 27 Моделирование из проволоки. Практикум 28 Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Работа в парах Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи Геометрическая мозаика (9 ч) Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур; 29 Решение задач с геометрическим содержанием. Практическое занятие Высказывать и обосновывать свою точку зрения; 30 Решение задач с геометрическим содержанием. Урок-соревнование Правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач 31 Объем фигур. Работа в группах 32 Решение задач на нахождение объема. Практическое занятие 33 Решение задач на нахождение объема. Игра-соревнование 34 Юный математик. Праздник Проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур; Решать задачи на нахождение объема. уметь обмениваться информацией в ходе свободного общения. Календарно-тематическое планирование по предмету "Математика в играх и числах" 3 класс , 34 недели , 1 час в неделю, за год 34 часа. составители Кокоева А.А. Кудаева М.М № Тема занятия Форма и содержание занятия Кол-во часов Дата 1 Интеллектуальная разминка «Числовой» конструктор Решение олимпиадных задач на сайте учи.ру Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. 1 05.09.2023 1 12.09.2023 1 19.09.2023 Задачи на переливание. 1 26.09.2023 Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркетые мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Построение конструкции по заданному образцу. Перекладываниенескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобывответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», 1 03.10.2023 1 10.10.2023 1 17.10.2023 2 24.10.2023 07.11.2023 1 14.11.2023 1 21.11.2023 1 28.11.2023 1 05.12.2023 1 12.12.2023 2 3 Геометрия вокруг нас 4 Волшебные переливания В царстве смекалки 5-6 7 «Шаг в будущее» 8-9 «Спичечный» конструктор 10 Числовые головоломки 11-12 Интеллектуальная разминка 13 Математические фокусы 14 Математические игры 15 Секреты чисел 16 Математическая копилка 17 Математическое путешествие 18 Выбери маршрут 19 Числовые головоломки 20-21 В царстве смекалки 22 Мир занимательных задач 23 Геометрический калейдоскоп «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)тремя одинаковыми цифрами. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимныйконтроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотоекольцо» России, города-герои и др. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи надоказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Конструирование многоугольников из заданных элементов.Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображенияна части; заданного в уменьшенном масштабе. 1 19.12.2023 1 26.12.2023 1 09.01.2024 1 16.01.2024 1 23.01.2024 1 1 30.01.2024 06.02.2024 1 13.02.2024 1 20.02.2024 24 Интеллектуальная разминка 25 Разверни листок 26-27 От секунды до столетия 28 Числовые головоломки 29 Конкурс смекалки 30 Это было в старину 31 Математические фокусы 32-33 Энциклопедия математических развлечений 34 Математический лабиринт Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит заодну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успеваетсделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. 1 27.02.2024 1 05.03.2024 1 12.03.2024 1 19.03.2024 1 02.04.2024 1 09.04.2024 Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначноечисло. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. Составление сборника занимательных заданий. Использованиеразных источников информации (детские познавательные журналы,книги и др.). Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. 1 16.04.2024 1 23.04.2024 2 30.04.2024 08.05.2024 1 15.05.2024 ИТОГО: 34 ч. Календарно-тематическое планирование по предмету "Математика в играх и числах" 4 класс , 34 недели , 1 час в неделю, за год 34 часа. составители Водахова М.М. Езиева В.Б. № Наименование разделов, тем Кол-во часов Дата проведения Коррек тировка дат Исторические сведения о математике 2 1 Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. 1 02.09.2023 http://uchi.ru/ 2 Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами. 1 09.09.2023 http://schoolcollection.edu.ru/cat alog/pupil/?subject= 25 Числа и выражения 9 3 Целые и дробные числа 1 16.09.2023 http://uchi.ru/ 45 Числа-великаны 2 23.09.2023 http://uchi.ru/ 6 Закономерности в числах и фигурах. 1 07.10.2023 http://uchi.ru/ 7 Многозначные числа. 1 14.10.2023 http://uchi.ru/ 8 Решение уравнений. 1 21.10.2023 http://uchi.ru/ 9 Решение уравнений. 1 28.10.2023 http://uchi.ru/ 10 Действия противоположные по значению. 1 11.11.2023 http://uchi.ru/ 11 Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. 1 18.11.2023 http://uchi.ru/ 30.09.2023 В мире ребусов 5 12 Числовые головоломки. 1 25.11.2023 http://uchi.ru/ 13 Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. 1 02.12.2023 http://uchi.ru/ 14 Алгоритм составления магических квадратов. 1 09.12.2023 http://uchi.ru/ 15 Разгадывание и составление ребусов. 1 16.12.2023 http://uchi.ru/ 16 Математические фокусы. 1 23.12.2023 http://uchi.ru/ Решаем нестандартные задачи 9 17 Математические софизмы. 1 30.12.2023 http://uchi.ru/ 18 Волшебный круг. 1 13.01.2024 http://uchi.ru/ 19 Составление круговых диаграмм. 1 20.01.2024 http://uchi.ru/ 20 Решение задач с использованием круговых диаграмм. 1 27.01.2024 http://uchi.ru/ 21 Задачи на разрешение математических противоречий. 1 03.02.2024 http://uchi.ru/ 22 Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. 1 10.02.2024 http://uchi.ru/ 23 Решение задач с помощью уравнений. 1 17.02.2024 http://uchi.ru/ 24 Задачи-маршруты. 1 24.02.2024 http://uchi.ru/ 25 Комбинаторные задачи. 1 02.03.2024 http://uchi.ru/ Геометрическая мозаика 9 26 Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 1 09.03.2024 http://uchi.ru/ 27 Моделирование из проволоки. 1 16.03.2024 http://uchi.ru/ 28 Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. 1 23.03.2024 http://uchi.ru/ 29 Решение задач с геометрическим содержанием. 1 06.04.2024 http://uchi.ru/ 30 Решение задач с геометрическим содержанием. 1 13.04.2024 http://uchi.ru/ 31 Объем фигур. 1 20.04.2024 http://uchi.ru/ 32 Решение задач на нахождение объема. 1 27.04.2024 http://uchi.ru/ 33 Решение задач на нахождение объема. 1 04.05.2024 http://uchi.ru/ 34 Олимпиада. 1 11.05.2024 http://uchi.ru/