РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2695033)
учебного предмета «Математика»
для обучающихся 3– 4 классов
с.п.Кахун 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по математике на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы
начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на
целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
На уровне начального общего образования изучение математики имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые им знания, опыт
выполнения предметных и универсальных действий на математическом
материале, первоначальное овладение математическим языком станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также
будут востребованы в жизни. Программа по математике на уровне
начального общего образования направлена на достижение следующих
образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
освоение начальных математических знаний – понимание значения
величин и способов их измерения, использование арифметических способов
для разрешения сюжетных ситуаций, становление умения решать учебные и
практические задачи средствами математики, работа с алгоритмами
выполнения арифметических действий;
формирование
функциональной
математической
грамотности
обучающегося, которая характеризуется наличием у него опыта решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на
понимании и применении математических отношений («часть – целое»,
«больше – меньше», «равно – неравно», «порядок»), смысла арифметических
действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события);
обеспечение математического развития обучающегося – способности к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного
воображения,
математической речи, формирование умения строить рассуждения, выбирать
аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации;
становление учебно-познавательных мотивов, интереса к изучению и
применению
математики,
важнейших
качеств
интеллектуальной
деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения,
математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых
результатов программы по математике лежат следующие ценности
математики, коррелирующие со становлением личности обучающегося:
понимание математических отношений выступает средством познания
закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и
явлений, происходящих в природе и в обществе (например, хронология
событий, протяжённость по времени, образование целого из частей,
изменение формы, размера);
математические представления о числах, величинах, геометрических
фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и
человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры,
объекты природы);
владение математическим языком, элементами алгоритмического
мышления позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную
деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические
цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность
предположения).
На уровне начального общего образования математические знания и
умения применяются обучающимся при изучении других учебных предметов
(количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретённые обучающимся умения строить алгоритмы, выбирать
рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений,
приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение,
называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических
величин
(длина,
периметр,
площадь)
становятся
показателями
сформированной
функциональной
грамотности
обучающегося
и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по математике,
представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь,
предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные
результаты в области становления личностных качеств и метапредметных
действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.
На изучение математики отводится 272 часа: в 3 классе – 136 часов (4
часа в неделю), в 4 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основное содержание обучения в программе по математике
представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия»,
«Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
3 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представление в виде
суммы разрядных слагаемых. Равенства и неравенства: чтение, составление.
Увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение
чисел.
Масса (единица массы – грамм), соотношение между килограммом и
граммом, отношения «тяжелее – легче на…», «тяжелее – легче в…».
Стоимость (единицы – рубль, копейка), установление отношения
«дороже – дешевле на…», «дороже – дешевле в…». Соотношение «цена,
количество, стоимость» в практической ситуации.
Время (единица времени – секунда), установление отношения «быстрее
– медленнее на…», «быстрее – медленнее в…». Соотношение «начало,
окончание, продолжительность события» в практической ситуации.
Длина (единицы длины – миллиметр, километр), соотношение между
величинами в пределах тысячи. Сравнение объектов по длине.
Площадь (единицы площади – квадратный метр, квадратный сантиметр,
квадратный дециметр, квадратный метр). Сравнение объектов по площади.
Арифметические действия
Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и
внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).
Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с
числами 0 и 1.
Письменное умножение в столбик, письменное деление уголком.
Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100.
Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное
действие, применение алгоритма, использование калькулятора).
Переместительное, сочетательное свойства сложения, умножения при
вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Порядок действий в числовом выражении, значение числового
выражения, содержащего несколько действий (со скобками или без скобок), с
вычислениями в пределах 1000.
Однородные величины: сложение и вычитание.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление
на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим
способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том
числе деления с остатком), отношений («больше – меньше на…», «больше –
меньше в…»), зависимостей («купля-продажа», расчёт времени, количества),
на сравнение (разностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с
помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного
результата.
Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в
практической ситуации. Сравнение долей одной величины. Задачи на
нахождение доли величины.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части,
составление фигуры из частей).
Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.
Измерение площади, запись результата измерения в квадратных
сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными
сторонами, запись равенства. Изображение на клетчатой бумаге
прямоугольника с заданным значением площади.
Математическая информация
Классификация объектов по двум признакам.
Верные
(истинные)
и
неверные
(ложные)
утверждения:
конструирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …,
то …», «поэтому», «значит».
Извлечение и использование для выполнения заданий информации,
представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях
окружающего мира (например, расписание уроков, движения автобусов,
поездов), внесение данных в таблицу, дополнение чертежа данными.
Формализованное описание последовательности действий (инструкция,
план, схема, алгоритм).
Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения
учебных и практических задач.
Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых
заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной
доске, компьютере, других устройствах).
Изучение математики в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры);
выбирать приём вычисления, выполнения действия;
конструировать геометрические фигуры;
классифицировать объекты (числа, величины, геометрические фигуры,
текстовые задачи в одно действие) по выбранному признаку;
прикидывать размеры фигуры, её элементов;
понимать смысл зависимостей и математических отношений,
описанных в задаче;
различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вычисления;
выбирать метод решения (моделирование ситуации, перебор вариантов,
использование алгоритма);
соотносить начало, окончание, продолжительность события в
практической ситуации;
составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по
самостоятельно выбранному правилу;
моделировать предложенную практическую ситуацию;
устанавливать последовательность событий, действий сюжета текстовой
задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
читать информацию, представленную в разных формах;
извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные в
таблице, на диаграмме;
заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять данными чертёж;
устанавливать соответствие между различными записями решения
задачи;
использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для
установления и проверки значения математического термина (понятия).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для описания отношений
и зависимостей;
строить речевые высказывания для решения задач, составлять
текстовую задачу;
объяснять на примерах отношения «больше – меньше на…», «больше –
меньше в…», «равно»;
использовать математическую символику для составления числовых
выражений;
выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины
к другим в соответствии с практической ситуацией;
участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выполнения
вычисления.
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
проверять ход и результат выполнения действия;
вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;
формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснением,
расчётами;
выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки
правильности вычисления, проверять полноту и правильность заполнения
таблиц сложения, умножения.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
при работе в группе или в паре выполнять предложенные задания
(находить разные решения, определять с помощью цифровых и аналоговых
приборов, измерительных инструментов длину, массу, время);
договариваться о распределении обязанностей в совместном труде,
выполнять роли руководителя или подчинённого, сдержанно принимать
замечания к своей работе;
выполнять совместно прикидку и оценку результата выполнения общей
работы.
4 КЛАСС
Числа и величины
Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение
упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число
разрядных единиц, в заданное число раз.
Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.
Единицы массы (центнер, тонна)и соотношения между ними.
Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотношения между
ними.
Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр),
площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр),
скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду). Соотношение
между единицами в пределах 100 000.
Доля величины времени, массы, длины.
Арифметические действия
Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах
миллиона. Письменное умножение, деление многозначных чисел на
однозначное (двузначное) число в пределах 100 000. Деление с остатком.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Свойства арифметических действий и их применение для вычислений.
Поиск значения числового выражения, содержащего несколько действий в
пределах 100 000. Проверка результата вычислений, в том числе с помощью
калькулятора.
Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметического
действия: запись, нахождение неизвестного компонента.
Умножение и деление величины на однозначное число.
Текстовые задачи
Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2–3 действия:
анализ, представление на модели, планирование и запись решения, проверка
решения и ответа. Анализ зависимостей, характеризующих процессы:
движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность,
время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и
решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало,
продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода,
изменения. Задачи на нахождение доли величины, величины по её доле.
Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление
решения по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового
выражения.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Наглядные представления о симметрии.
Окружность, круг: распознавание и изображение. Построение
окружности заданного радиуса. Построение изученных геометрических
фигур с помощью линейки, угольника, циркуля. Различение, называние
пространственных геометрических фигур (тел): шар, куб, цилиндр, конус,
пирамида.
Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты),
составление фигур из прямоугольников или квадратов.
Периметр, площадь фигуры, составленной из двух – трёх
прямоугольников (квадратов).
Математическая информация
Работа с утверждениями: конструирование, проверка истинности.
Составление и проверка логических рассуждений при решении задач.
Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира,
представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, текстах. Сбор
математических данных о заданном объекте (числе, величине,
геометрической фигуре). Поиск информации в справочной литературе,
Интернете. Запись информации в предложенной таблице, на столбчатой
диаграмме.
Доступные электронные средства обучения, пособия, тренажёры, их
использование под руководством педагога и самостоятельное. Правила
безопасной работы с электронными источниками информации (электронная
форма учебника, электронные словари, образовательные сайты,
ориентированные на обучающихся начального общего образования).
Алгоритмы решения изученных учебных и практических задач.
Изучение математики в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий,
регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в изученной математической терминологии,
использовать её в высказываниях и рассуждениях;
сравнивать математические объекты (числа, величины, геометрические
фигуры), записывать признак сравнения;
выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия,
приём вычисления, способ решения, моделирование ситуации, перебор
вариантов);
обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем
мире;
конструировать геометрическую фигуру, обладающую заданным
свойством (отрезок заданной длины, ломаная определённой длины, квадрат с
заданным периметром);
классифицировать объекты по 1–2 выбранным признакам;
составлять модель математической задачи, проверять её соответствие
условиям задачи;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу
предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость
движения транспортного средства (макет спидометра), вместимость
(измерительные сосуды).
У обучающегося будут сформированы следующие информационные
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
представлять информацию в разных формах;
извлекать и интерпретировать информацию, представленную в таблице,
на диаграмме;
использовать справочную литературу для поиска информации, в том
числе Интернет (в условиях контролируемого выхода).
У обучающегося будут сформированы следующие действия общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать математическую терминологию для записи решения
предметной или практической задачи;
приводить примеры и контрпримеры для подтверждения или
опровержения вывода, гипотезы;
конструировать, читать числовое выражение;
описывать практическую ситуацию с использованием изученной
терминологии;
характеризовать математические объекты, явления и события с
помощью изученных величин;
составлять инструкцию, записывать рассуждение;
инициировать обсуждение разных способов выполнения задания, поиск
ошибок в решении.
У обучающегося будут сформированы следующие действия
самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма
арифметического действия, решения текстовой задачи, построения
геометрической фигуры, измерения;
самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;
находить, исправлять, прогнозировать ошибки и трудности в решении
учебной задачи.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе
решения, распределять работу между членами группы (например, в случае
решения задач, требующих перебора большого количества вариантов),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа;
договариваться с одноклассниками в ходе организации проектной
работы с величинами (составление расписания, подсчёт денег, оценка
стоимости и покупки, приближённая оценка расстояний и временных
интервалов, взвешивание, измерение температуры воздуха и воды),
геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании,
расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по математике на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения математики на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности
мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
применять правила совместной деятельности со сверстниками,
проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям,
осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в
общий результат;
осваивать
навыки
организации
безопасного
поведения
в
информационной среде;
применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному
труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение
преодолевать трудности;
оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения
возможности применения математики для рационального и эффективного
решения учебных и жизненных проблем;
характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться
углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения
трудностей;
пользоваться разнообразными информационными средствами для
решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем,
задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
устанавливать связи и зависимости между математическими объектами
(«часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
приобретать практические графические и измерительные навыки для
успешного решения учебных и житейских задач;
представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
Базовые исследовательские действия:
проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных
разделов курса математики;
понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства и источники информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
конструировать утверждения, проверять их истинность;
использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
объяснять полученный
ответ
с использованием изученной
терминологии;
в процессе диалогов по обсуждению изученного материала – задавать
вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников,
приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при
решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные;
самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность учебных действий;
выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий,
предвидеть
возможность
возникновения
ошибок
и
трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число,
в заданное число раз (в пределах 1000);
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в
пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на
однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и
письменно);
выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1;
устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения
числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего
арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
использовать при вычислениях переместительное и сочетательное
свойства сложения;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать при выполнении практических заданий и решении задач
единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы
(грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка,
рубль);
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов,
измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и
оценку результата измерений, определять продолжительность события;
сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости,
устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»;
называть, находить долю величины (половина, четверть);
сравнивать величины, выраженные долями;
использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка
товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между
величинами;
при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных
величин, умножение и деление величины на однозначное число;
решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи,
планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать
решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать
его реалистичность, проверять вычисления);
конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить
прямоугольник, многоугольник на заданные части;
сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых
значений);
находить
периметр
прямоугольника
(квадрата),
площадь
прямоугольника (квадрата);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со
словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
классифицировать объекты по одному-двум признакам;
извлекать, использовать информацию, представленную на простейших
диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), на предметах
повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также структурировать
информацию: заполнять простейшие таблицы;
составлять план выполнения учебного задания и следовать ему,
выполнять действия по алгоритму;
сравнивать математические объекты (находить общее, различное,
уникальное);
выбирать верное решение математической задачи.
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
находить число большее или меньшее данного числа на заданное число,
в заданное число раз;
выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с
многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и
деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно
(в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);
вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок),
содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях
изученные свойства арифметических действий;
выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного
ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу
(алгоритму), а также с помощью калькулятора;
находить долю величины, величину по её доле;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время,
вместимость, стоимость, площадь, скорость);
использовать при решении задач единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год),
вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр,
квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час);
использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях
соотношения между скоростью, временем и пройденным путём, между
производительностью, временем и объёмом работы;
определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу
предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость
с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата
измерений;
решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование
заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления,
сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости,
вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям:
реальность, соответствие условию;
решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью
(например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в
том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию
(например, из таблиц, схем), находить различные способы решения;
различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и
линейки окружность заданного радиуса;
различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб,
цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции
предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);
выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей
составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и
площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов);
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения,
приводить пример, контрпример;
формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения
(двух-трёхшаговые);
классифицировать объекты по заданным или самостоятельно
установленным одному-двум признакам;
извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач
информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в
таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира
(например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни
(например, счёт, меню, прайс-лист, объявление);
заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
использовать формализованные описания последовательности действий
(алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять
алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;
составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;
выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения
из предложенных.
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Числа и величины
1.1
Числа
10
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
1.2
Величины
8
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
18
Раздел 2.Арифметические действия
2.1
Вычисления
40
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
2.2
Числовые выражения
7
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
47
Раздел 3.Текстовые задачи
3.1
Работа с текстовой задачей
12
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
3.2
Решение задач
11
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
Итого по разделу
23
Раздел 4.Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
9
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
4.2
Геометрические величины
Итого по разделу
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
13
22
Раздел 5.Математическая информация
5.1
Математическая информация
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
15
Итого по разделу
15
Повторение пройденного материала
4
Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)
7
7
136
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК
[https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
1
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1.Числа и величины
1.1
Числа
11
1.2
Величины
12
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
23
Раздел 2.Арифметические действия
2.1
Вычисления
25
2.2
Числовые выражения
12
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
37
Раздел 3.Текстовые задачи
3.1
Решение текстовых задач
Итого по разделу
20
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
20
Раздел 4.Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
12
4.2
Геометрические величины
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Итого по разделу
20
Раздел 5.Математическая информация
5.1
Математическая информация
Библиотека ЦОК
15
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Итого по разделу
15
Повторение пройденного материала
14
Итоговый контроль (контрольные и проверочные
работы)
7
7
136
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411f36
2
Календарно-тематический планирование
по математике
3 класс
за год 34 недели, 136 часов, 4 часа в неделю
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
1
Устные вычисления, сводимые к
действиям в пределах 100
1
05.09.2023
2
Сложение и вычитание однородных
величин
1
06.09.2023
3
Взаимосвязь арифметических
действий: сложения и вычитания,
умножения и деления
1
07.09.2023
4
Увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, в несколько раз
1
08.09.2023
5
Неизвестный компонент
арифметического действия:
различение, называние,
комментирование процесса
нахождения
1
12.09.2023
6
Нахождение неизвестного
компонента арифметического
действия сложения (вычитания)
1
13.09.2023
7
Изображение фигур – отрезка,
1
14.09.2023
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0a58e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0f200
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0d5cc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0896e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0f3d6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0ee40
прямоугольника, квадрата – с
заданными измерениями;
обозначение фигур буквами
8
Входная контрольная работа
1
9
Работа с текстовой задачей: анализ
данных и отношений, представление
текста на модели. Решение задач на
нахождение четвёртого
пропорционального
1
19.09.2023
10
Таблицы с данными о реальных
процессах и явлениях; внесение
данных в таблицу
1
20.09.2023
11
Решение задач с геометрическим
содержанием
1
21.09.2023
12
Логические рассуждения (однодвухшаговые) со связками «если …,
то …», «поэтому», «значит», «все»,
«и», «некоторые», «каждый»
1
22.09.2023
13
Устные вычисления:
переместительное свойство
умножения
1
26.09.2023
14
Переместительное свойство
умножения
1
27.09.2023
15
Задачи на применение смысла
арифметических действий сложения,
умножения
1
28.09.2023
16
Таблица умножения и деления
1
29.09.2023
17
Умножение и деление в пределах
1
03.10.2023
1
15.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e10588
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e15ec0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e17068
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e15cea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0ea08
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e10ed4
Библиотека ЦОК
100: приемы устных вычислений
https://m.edsoo.ru/c4e0a3cc
18
Сочетательное свойство умножения
1
04.10.2023
19
Нахождение периметра
многоугольника
1
05.10.2023
20
Задачи на применение смысла
арифметических действий
вычитания, деления
1
06.10.2023
21
Соотношение «цена, количество,
стоимость» в практической ситуации
1
10.10.2023
22
Задачи применение зависимости
"цена-количество-стоимость"
1
11.10.2023
23
Задачи на движение одного объекта.
Связь между величинами: масса
одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов
1
12.10.2023
24
Порядок действий в числовом
выражении (со скобками)
1
13.10.2023
25
Порядок действий в числовом
выражении (без скобок)
1
17.10.2023
26
Задачи на расчет скорости, времени
или пройденного пути при движении
одного объекта. Связь между
величинами: расход ткани на одну
вещь, количество вещей, расход
ткани на все вещи
1
18.10.2023
27
Контрольная работа №1
1
28
Равенства и неравенства с числами:
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e08eb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1338c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1158c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0944a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e11708
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0f034
19.10.2023
20.10.2023
Библиотека ЦОК
чтение, составление
https://m.edsoo.ru/c4e08658
29
Умножение и деление в пределах
100: таблица умножения и деления
1
24.10.2023
30
Умножение и деление с числом 6
1
25.10.2023
31
Задачи на понимание отношений
больше или меньше на…
1
26.10.2023
32
Задачи на разностное сравнение
1
27.10.2023
33
Задачи на кратное сравнение
1
07.11.2023
34
Задачи на понимание отношений
больше или меньше в…
1
08.11.2023
35
Столбчатая диаграмма: чтение
1
09.11.2023
36
Столбчатая диаграмма:
использование данных для решения
учебных и практических задач
1
10.11.2023
37
Сравнение математических объектов
(общее, различное,
уникальное/специфичное)
1
14.11.2023
38
Выбор формы представления
информации. Линейные диаграммы
1
15.11.2023
39
Умножение и деление с числом 7
1
16.11.2023
40
Верные (истинные) и неверные
(ложные) утверждения:
конструирование, проверка
1
17.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0ade0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e11d02
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e11f3c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e173e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e175ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0afb6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e15b14
41
Свойства чисел. Математические
игры с числами
1
21.11.2023
42
Кратное сравнение чисел
1
22.11.2023
43
Равенства и неравенства:
установление истинности
(верное/неверное)
1
23.11.2023
44
Единицы площади – квадратный
метр, квадратный сантиметр,
квадратный дециметр
1
24.11.2023
45
Площадь прямоугольника, квадрата
1
28.11.2023
46
Изображение на клетчатой бумаге
прямоугольника с заданным
значением площади. Сравнение
площадей фигур с помощью
наложения
1
29.11.2023
47
Конструирование геометрических
фигур (разбиение фигуры на части,
составление фигуры из частей)
1
30.11.2023
48
Конструирование многоугольника из
данных фигур, деление
многоугольника на части
1
01.12.2023
49
Периметр и площадь
прямоугольника: общее и различное
1
05.12.2023
50
Площадь и приемы её нахождения
1
06.12.2023
51
Нахождение площади
1
07.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e08cc0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e087e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e09e4a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e13bca
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e139fe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e12c66
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e129e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e13f6c
Библиотека ЦОК
прямоугольника, квадрата
https://m.edsoo.ru/c4e146ce
52
Алгоритмы (правила) нахождения
периметра и площади
1
08.12.2023
53
Умножение и деление с числом 8
1
12.12.2023
54
Таблица умножения: анализ,
формулирование закономерностей
1
13.12.2023
55
Умножение и деление с числом 9
1
14.12.2023
56
Контрольная работа №2
1
57
Планирование хода решения задачи
арифметическим способом. Решение
задач изученных видов
1
19.12.2023
58
Конструирование прямоугольника
из данных фигур, деление
прямоугольника на части
1
20.12.2023
59
Переход от одних единиц площади к
другим
1
21.12.2023
60
Задачи на работу
(производительность труда) одного
объекта
1
22.12.2023
61
Задачи на расчет
производительности труда, времени
или объема выполненной работы
1
26.12.2023
62
Применение переместительного,
сочетательного свойства при
умножении
1
27.12.2023
63
Проверка правильности нахождения
1
28.12.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e13daa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0b18c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0b4de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0b358
15.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e16640
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e12df6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e11884
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e11a00
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0ebc0
Библиотека ЦОК
периметра, площади
прямоугольника
https://m.edsoo.ru/c4e18d3c
64
Нахождение площади в заданных
единицах
1
29.12.2023
65
Арифметические действия с числом
1
1
09.01.2024
66
Умножение и деление в пределах
100: внетабличное выполнение
действий
1
10.01.2024
67
Арифметические действия с числом
0
1
11.01.2024
68
Нахождение площади фигуры,
составленной из прямоугольников
(квадратов)
1
12.01.2024
69
Оценка решения задачи на
достоверность и логичность
1
16.01.2024
70
Вычисления с числами 0 и 1.
Деление нуля на число
1
17.01.2024
71
Задачи на нахождение доли
величины
1
18.01.2024
72
Доля величины: сравнение долей
одной величины
1
19.01.2024
73
Доля величины: половина, четверть
в практической ситуации, сравнение
величин, выраженных долями
1
23.01.2024
74
Алгоритмы (правила) построения
геометрических фигур. Правила
построения окружности и круга
1
24.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e14142
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0cdf2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0b678
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0cfc8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e148e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e12266
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0d18a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e12400
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e12586
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0a1f6
75
Время (единица времени —
секунда); установление отношения
«быстрее/ медленнее на/в».
Определение с помощью цифровых
и аналоговых приборов,
измерительных инструментов
времени; прикидка и оценка
результата измерений
1
25.01.2024
76
Время (единица времени —
секунда); соотношение «начало,
окончание, продолжительность
события» в практической ситуации
1
26.01.2024
77
Расчёт времени. Соотношение
«начало, окончание,
продолжительность события» в
практической ситуации
1
30.01.2024
78
Соотношение «больше/ меньше
на/в» в ситуации сравнения
предметов и объектов на основе
измерения величин
1
31.01.2024
79
Контрольная работа №3
1
80
Устное умножение суммы на число
1
02.02.2024
81
Умножение и деление двузначного
числа на однозначное число
1
06.02.2024
82
Внетабличное устное умножение и
деление в пределах 100
1
07.02.2024
83
Приемы умножения двузначного
числа на однозначное число
1
08.02.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e095bc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0974c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0999a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0a020
01.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0baf6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0bcc2
84
Выбор верного решения задачи
1
09.02.2024
85
Разные способы решения задачи
1
13.02.2024
86
Деление суммы на число
1
14.02.2024
87
Разные приемы записи решения
задачи
1
15.02.2024
88
Нахождение неизвестного
компонента арифметического
действия умножения (деления)
1
16.02.2024
89
Устное деление двузначного числа
на двузначное
1
20.02.2024
90
Проверка результата вычисления:
обратное действие, применение
алгоритма, оценка достоверности
результата
1
21.02.2024
91
Деление на однозначное число в
пределах 100
1
22.02.2024
92
Применение устных приёмов
вычисления для решения
практических задач
1
27.02.2024
93
Контрольная работа №4
1
94
Задачи на понимание смысла
арифметического действия деление с
остатком
1
29.02.2024
95
Устное деление с остатком; его
применение в практических
ситуациях
1
01.03.2024
96
Нахождение периметра в заданных
1
05.03.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e10d4e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e120e0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0d400
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0b8ee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0e634
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0be8e
28.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0c212
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0c3f2
Библиотека ЦОК
единицах длины
https://m.edsoo.ru/c4e13666
97
Изображение на клетчатой бумаге
прямоугольника с заданным
значением периметра
1
06.03.2024
98
Дополнение изображения (чертежа)
данными на основе измерения
1
07.03.2024
99
Работа с таблицей: анализ данных,
использование информации для
ответов на вопросы и решения задач
1
12.03.2024
100
Стоимость (единицы — рубль,
копейка); установление отношения
«дороже/дешевле на/в» (в
повторение)
1
13.03.2024
101
Практическая работа по разделу
"Величины". Повторение
1
14.03.2024
102
Числа в пределах 1000: чтение,
запись, упорядочение
1
15.03.2024
103
Работа с информацией: чтение
информации, представленной в
разной форме. Римская система
счисления
1
19.03.2024
104
Числа в пределах 1000: чтение,
запись
1
20.03.2024
105
Увеличение и уменьшение числа в
несколько раз (в том числе в 10, 100
раз)
1
21.03.2024
106
Числа в пределах 1000:
представление в виде суммы
1
22.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e14c8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e14e62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e16078
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e092c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e14ab6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e07208
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0820c
разрядных слагаемых
107
Математическая информация.
Алгоритмы. Повторение
1
02.04.2024
108
Классификация объектов по двум
признакам
1
03.04.2024
109
Числа в пределах 1000: сравнение
1
04.04.2024
110
Масса (единица массы — грамм);
соотношение между килограммом и
граммом; отношение «тяжелее/легче
на/в»
1
05.04.2024
111
Измерение длины объекта,
упорядочение по длине
1
09.04.2024
112
Длина (единица длины —
миллиметр, километр); соотношение
между величинами в пределах
тысячи
1
10.04.2024
113
Нахождение периметра
прямоугольника, квадрата
1
11.04.2024
114
Сложение и вычитание с круглым
числом
1
12.04.2024
115
Сложение и вычитание в пределах
1000
1
16.04.2024
116
Алгоритмы (правила) устных и
письменных вычислений (сложение,
вычитание, умножение, деление)
1
17.04.2024
117
Письменное умножение на
однозначное число в пределах 100
1
18.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e17aea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e07ff0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e09116
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e09bde
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0ca46
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0cc1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e16c6c
118
Письменное сложение в пределах
1000
1
19.04.2024
119
Письменное вычитание в пределах
1000
1
23.04.2024
120
Алгоритм деления на однозначное
число
1
24.04.2024
121
Контрольная работа №5
1
122
Умножение круглого числа, на
круглое число
1
26.04.2024
123
Деление круглого числа, на круглое
число
1
30.04.2024
124
Приемы умножения трехзначного
числа на однозначное число
1
02.05.2024
125
Изображение прямоугольника с
заданным отношением длин сторон
(больше или меньше на, в)
1
03.05.2024
126
Умножение и деление трехзначного
числа на однозначное число
1
07.05.2024
127
Задачи на расчет времени,
количества
1
08.05.2024
128
Приемы деления трехзначного числа
на однозначное число
1
10.05.2024
129
Приемы деления на однозначное
число
1
14.05.2024
130
Проверка правильности вычислений:
прикидка и оценка результата.
Знакомство с калькулятором
1
15.05.2024
131
Итоговая контрольная работа.
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0defa
25.04.2024
16.05.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0dd2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e17220
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e18120
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1043e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e102b8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e0e81e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e17c7a
132
Числа. Числа от 1 до 1000.
Повторение
1
17.05.2024
133
Текстовые задачи. Задачи в 2-3
действия. Повторение и закрепление
1
21.05.2024
134
Запись решения задачи по действиям
с пояснениями и с помощью
числового выражения
1
22.05.2024
135
Алгоритмы (правила) порядка
действий в числовом выражении
1
23.05.2024
136
Нахождение значения числового
выражения (со скобками или без
скобок)
1
24.05.2024
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
7
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1858a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e18b70
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e16eb0
Календарно-тематический планирование
по математике
4 класс
за год 34 недели, 136 часов, 4 часа в неделю
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всего
К/р
1
Числа от 1 до 1000: чтение, запись,
сравнение
2
Числа от 1 до 1000: установление
закономерности в последовательности,
упорядочение, классификация
3
Установление порядка выполнения
действий в числовом выражении (без
скобок), содержащем 2-4 действия
4
Установление порядка выполнения
действий в числовом выражении (со
скобками), содержащем 2-4 действия
1
5
Периметр фигуры, составленной из двухтрёх прямоугольников (квадратов)
1
6
Повторение изученного в 3 классе.
Алгоритм умножения на однозначное число
1
7
Повторение изученного в 3 классе.
Алгоритм деления на однозначное число
1
8
Входная контрольная работа
1
1
П/р
Дата
изучения
04.09.2023
06.09.2023
1
07.09.2023
1
08.09.2023
11.09.2023
13.09.2023
14.09.2023
1
15.09.2023
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9
Приемы прикидки результата и оценки
правильности выполнения деления
1
10
Анализ текстовой задачи: данные и
отношения
1
11
Правила работы с электронными
техническими средствами. Применение
электронных средств для закрепления
алгоритмов вычислений
1
12
Представление текстовой задачи на модели
1
22.09.2023
13
Столбчатая диаграмма: чтение, дополнение
1
25.09.2023
14
Числа в пределах миллиона: увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц
разряда
15
Составление числового выражения (суммы,
разности) с комментированием,
нахождение его значения
1
16
Решение задачи разными способами
1
17
Оценка решения задачи на достоверность и
логичность
1
18.09.2023
20.09.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e27
670
21.09.2023
27.09.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19
444
28.09.2023
29.09.2023
02.10.2023
04.10.2023
18
Числа в пределах миллиона: чтение, запись
1
19
Запись решения задачи с помощью
числового выражения
1
20
Числа в пределах миллиона: представление
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19
25a
05.10.2023
06.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19
многозначного числа в виде суммы
разрядных слагаемых
5ca
09.10.2023
21
Сравнение чисел в пределах миллиона
22
Общее группы многозначных чисел.
Классификация чисел. Класс миллионов.
Класс миллиардов
1
23
Сравнение и упорядочение чисел
1
12.10.2023
24
Решение задач на работу
1
13.10.2023
25
Составление высказываний о свойствах
числа. Запись признаков сравнения чисел
1
26
Умножение на 10, 100, 1000
1
27
Деление на 10, 100, 1000
1
28
Наглядные представления о симметрии.
Фигуры, имеющие ось симметрии
1
29
Контрольная работа №1.
1
30
Работа с утверждениями (одно/двухшаговые) с использованием
изученных связок: конструирование,
проверка истинности(верные (истинные) и
неверные (ложные))
1
31
Сравнение объектов по длине.
Соотношения между величинами длины, их
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e19
73c
11.10.2023
16.10.2023
18.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a
40c
19.10.2023
20.10.2023
1
23.10.2023
25.10.2023
26.10.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
применение
2f8
32
Применение соотношений между
единицами длины в практических и
учебных ситуациях
33
Сравнение объектов по площади.
Соотношения между единицами площади,
их применение
34
Применение соотношений между
единицами площади в практических и
учебных ситуациях
1
35
Решение задач на нахождение площади
1
36
Нахождение площади фигуры разными
способами: палетка, разбиение на
прямоугольники или единичные квадраты
37
Сравнение объектов по массе.
Соотношения между величинами массы, их
применение
38
Применение соотношений между
единицами массы в практических и
учебных ситуациях
39
Сравнение протяженности по времени.
Соотношения между единицами времени,
их применение
40
Применение соотношений между
единицами времени в практических и
учебных ситуациях
1
41
Решение задач на расчет времени
1
27.10.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
488
06.11.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
60e
08.11.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
78a
09.11.2023
10.11.2023
1
13.11.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a
89e
15.11.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1ae
2a
16.11.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1af
e2
17.11.2023
20.11.2023
22.11.2023
42
Доля величины времени, массы, длины
1
https://m.edsoo.ru/c4e1b
e92
23.11.2023
43
Сравнение величин, упорядочение величин
1
44
Закрепление. Таблица единиц времени
1
45
Контрольная работа №2
1
46
Применение представлений о площади для
решения задач
1
47
Решение задач на нахождение величины
(массы, длины)
1
48
Задачи на нахождение величины (массы,
длины)
1
1
50
Решение задач на нахождение длины
1
51
Приемы прикидки результата и оценки
правильности выполнения сложения
1
52
Разностное и кратное сравнение величин
1
53
Письменное вычитание многозначных
чисел
1
27.11.2023
29.11.2023
30.11.2023
01.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c
022
06.12.2023
07.12.2023
08.12.2023
11.12.2023
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1b
168
04.12.2023
Письменное сложение многозначных чисел
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1a
704
24.11.2023
49
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c
1b2
54
Приемы прикидки результата и оценки
правильности выполнения вычитания
1
55
Устные приемы вычислений: сложение и
вычитание многозначных чисел
1
56
Дополнение многозначного числа до
заданного круглого числа
1
57
Нахождение неизвестного компонента
действия сложения (с комментированием)
1
58
Нахождение неизвестного компонента
действия вычитания (с комментированием)
1
20.12.2024
59
Примеры и контрпримеры
1
21.12.2023
60
Изображение фигуры, симметричной
заданной
1
22.12.2023
61
Контрольная работа №3
1
62
Вычисление доли величины
1
63
Применение представлений о доле
величины для решения практических задач
(в одно действие)
1
64
Планирование хода решения задачи
арифметическим способом
1
65
Сравнение математических объектов
(общее, различное,
уникальное/специфичное)
1
66
Арифметические действия с величинами:
сложение, вычитание
1
13.12.2023
14.12.2023
15.12.2023
18.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1f6
1e
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/c4e1f7
c2
25.12.2023
27.12.2023
28.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e21
482
29.12.2023
10.01.2024
11.01.2024
12.01.2024
67
Поиск и использование данных для
решения практических задач
68
Задачи на нахождение цены, количества,
стоимости товара
69
Запись решения задачи по действиям с
пояснениями и с помощью числового
выражения
70
Применение представлений о сложении,
вычитании для решения практических
задач (в одно действие)
1
71
Задачи с недостаточными данными
1
19.01.2024
72
Таблица: чтение, дополнение
1
22.01.2024
73
Конструирование: разбиение фигуры на
прямоугольники (квадраты),
конструирование фигуры из
прямоугольников. Выполнение построений
1
24.01.2024
74
Устные приемы вычислений: умножение и
деление с многозначным числом
1
25.01.02024
75
Умножение на однозначное число в
пределах 100000
1
26.01.2024
76
Увеличение значения величины в
несколько раз (умножение на однозначное
число)
1
29.01.2024
77
Составление числового выражения
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e21
2de
15.01.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22
abc
17.01.2024
1
18.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25
582
Библиотека ЦОК
31.01.2024
https://m.edsoo.ru/c4e1c
4aa
(произведения, частного) с
комментированием, нахождение его
значения
78
Взаимное расположение геометрических
фигур на чертеже
79
Нахождение неизвестного компонента
действия умножения (с комментированием)
80
Нахождение неизвестного компонента
действия деления (с комментированием)
1
81
Сравнение геометрических фигур
1
82
Закрепление по теме "Равенство,
содержащее неизвестный компонент
арифметического действия: запись,
нахождение неизвестного компонента"
83
Деление на однозначное число в пределах
100000
84
Составление числового выражения,
содержащего 2 действия, нахождение его
значения
85
Уменьшение значения величины в
несколько раз (деление на однозначное
число)
1
86
Контрольная работа №4
1
87
Число, большее или меньшее данного числа
1
01.02.2024
1
02.02.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1f9
70
05.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1fb
1e
07.02.2024
08.02.2024
1
09.02.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1cf
90
12.02.2024
1
14.02.2024
1
15.02.2024
16.02.2024
в заданное число раз
88
Применение представлений об умножении,
делении для решения практических задач (в
одно действие)
1
89
Повторение пройденного по разделу
"Нумерация"
1
90
Сравнение значений числовых выражений с
одним арифметическим действием
1
19.02.2024
21.02.2024
22.02.2024
26.02.2024
91
Разные приемы записи решения задачи
92
Работа с утверждениями: составление и
проверка логических рассуждений при
решении задач, формулирование вывода
1
28.02.2024
93
Решение задач на нахождение периметра
прямоугольника (квадрата)
1
29.02.2024
94
Решение задач, отражающих ситуацию
купли-продажи
1
95
Закрепление изученного по разделу
"Арифметические действия"
1
96
Периметр многоугольника
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e23
58e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e21
5ea
Библиотека ЦОК
01.03.2024
Решение задач на движение
1
98
Решение расчетных задач (расходы,
изменения)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22
abc
04.03.2024
06.03.2024
07.03.2024
97
https://m.edsoo.ru/c4e25
97e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22
26a
11.03.2024
99
Использование данных таблицы,
диаграммы, схемы, рисунка для ответов на
вопросы, проверки истинности
утверждений
1
100
Разные формы представления одной и той
же информации
1
101
Модели пространственных геометрических
фигур в окружающем мире (шар, куб)
1
102
Проекции предметов окружающего мира на
плоскость
1
103
Применение алгоритмов для вычислений
1
20.03.2024
104
Деление с остатком
1
21.03.2024
105
Правила работы с электронными
техническими средствами. Применение
электронных средств для закрепления
умения решать текстовые задачи
1
106
Нахождение значения числового
выражения, содержащего 2-4 действия
1
107
Правила работы с электронными
техническими средствами. Применение
электронных средств для закрепления
умения конструировать с использованием
геометрических фигур
108
Алгоритм умножения на двузначное число
в пределах 100000
13.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25
e42
14.03.2024
15.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e24
736
18.03.2024
01.04.2024
03.04.2024
04.04.2024
1
05.04.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e1c
6f8
109
Практическая работа "Конструирование:
разбиение фигуры на прямоугольники
(квадраты), составление фигур из
прямоугольников/квадратов". Повторение
1
110
Приемы прикидки результата и оценки
правильности выполнения умножения
1
111
Умножение на двузначное число в пределах
100000
1
112
Контрольная работа №5
1
113
Модели пространственных геометрических
фигур в окружающем мире (цилиндр,
пирамида, конус)
114
Применение алгоритмов для построения
геометрической фигуры, измерения длины
отрезка
1
115
Письменное умножение и деление
многозначных чисел
1
116
Классификация объектов по одному-двум
признакам
1
117
Закрепление по теме "Письменные
вычисления"
1
118
Закрепление по теме "Задачи на
установление времени, расчёта количества,
расхода, изменения"
1
119
Суммирование данных строки, столбца
данной таблицы
1
120
Алгоритм деления на двузначное число в
1
08.04.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25
410
10.04.2024
11.04.2024
1
12.04.2024
15.04.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25
29e
17.04.2024
18.04.2024
19.04.2024
22.04.2024
24.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e23
16a
25.04.2024
26.04.2024
Библиотека ЦОК
пределах 100000
https://m.edsoo.ru/c4e1d
544
121
Деление на двузначное число в пределах
100000
122
Окружность, круг: распознавание и
изображение
1
02.05.2024
123
Задачи на нахождение производительности
труда, времени работы, объема
выполненной работы
1
03.05.2024
124
Задачи с избыточными и недостающими
данными
1
125
Окружность и круг: построение,
нахождение радиуса
1
126
Применение представлений о периметре
многоугольника для решения задач
1
127
Закрепление. Практическая работа по теме
"Окружность, круг: распознавание и
изображение; построение окружности
заданного радиуса". Повторение по теме
"Геометрические фигуры"
128
Закрепление по теме "Разные способы
решения некоторых видов изученных
задач"
1
129
Задачи на нахождение скорости, времени,
пройденного пути
1
130
Закрепление. Работа с текстовой задачей
1
1
29.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e24
1f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e22
968
06.05.2024
08.05.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e24
33a
10.05.2024
13.05.2024
1
15.05.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e29
6aa
16.05.2024
17.05.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e29
11e
20.05.2024
131
Итоговая контрольная работа.
132
Закрепление по теме "Задачи на
нахождение доли величины, величины по
её доле". Материал для расширения и
углубления знаний
133
Построение изученных геометрических
фигур заданными измерениями) с помощью
чертежных инструментов: линейки,
угольника, циркуля
134
Пространственные геометрические фигуры
(тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида;
их различение, называние
135
Составление числового выражения,
содержащего 1-2 действия и нахождение
его значения
136
Закрепление по теме "Пространственные
геометрические фигуры (тела)"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
https://m.edsoo.ru/c4e29
510
22.05.2024
Библиотека ЦОК
1. https://m.edsoo.
ru/c4e20b40
2)https://m.eds
oo.ru/c4e20cee
1
23.05.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e24
4a2
24.05.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e25
154
25.05.2024
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e28
8ea
25.05.2024
1
136
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c4e29
9ca
7
2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Математика: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Моро М.И., Волкова
С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ситникова, Яценко: Математика. 1 класс. Поурочные разработки к УМК
М.И. Моро и др. Пособие для учителя.
Надежда Погорелова: Математика. 1 класс. Тренажёр к учебнику М. И.
Моро и др.
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И. и др. Математика.
Методические рекомендации. 1 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика.
Методические рекомендации. 2 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика.
Методические рекомендации. 3 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
Волкова С. И., Степанова С. В., Бантова М. А. и др. Математика.
Методические рекомендации. 4 класс. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Узорова, Нефедова: Математика. 1 класс. Устный счет. Счет в пределах 20
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/12/1/
https://infourok.ru/
Образовательная платформа учи.ру