«Окружающий мир» 1-4 класс
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по окружающему миру
1-4 класс
УМК «Школа России»
1. Место предмета в структуре основной
образовательной программы
Предмет «Окружающий мир» входит в
предметную область «Обществознание и естествознание» (окружающий мир).
2. Цель изучения предмета
Целью освоения предмета «Окружающий мир»
в 1-4 классе является:
-формирование целостной картины мира и
осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания
и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
-духовно-нравственное развитие и
воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
3. Структура учебного курса (УМК)
-Человек и природа
-Человек и общество
-Правила безопасной жизни
4. Основные образовательные технологии,
используемые в преподавании предмета
При изучении используется системно -
деятельностный подход к организации познавательной деятельности, технология
развития креативного мышления, проблемное обучение; проектная технология;
игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; технологии
оценивания.
5. Требования к результатам освоения
курса
Личностные результаты:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит
существенный вклад в достижение личностных результатов начального
образования, а именно:
1) формирование основ российской
гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения
к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе
на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Изучение курса «Окружающий мир» играет
значительную роль в достижении метапредметных результатов начального
образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
4) формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических
средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и
процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов
поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве
сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
При изучении курса «Окружающий мир»
достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в
мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы;
2) сформированность уважительного
отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего
мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения
природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих
людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и
выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира
на базовом уровне в 1-4 классе ученик должен:
Знать/понимать:
•название нашей планеты; родной страны и
ее столицы; региона, где живут учащиеся;
• родного города (села);
• государственную символику;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые)
свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для
жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления
здоровья;
• основные правила поведения в
окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Уметь:
•определять признаки различных объектов
природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и
изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растений,
отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей
разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать
особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе
материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);
•границы России, некоторые города России
(родной город, столицу и еще 1 – 2 города);
• описывать отдельные (изученные)
события истории Отечества.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью
наблюдения, измерения, сравнения;
·
ориентирования на местности с помощью компаса;
·
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
·
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
·
ухода за растениями;
·
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного
поведения;
·
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в
природе и участия в ее охране;
·
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о
родном крае, родной стране, нашей планете
6. Общая трудоёмкость
На изучение курса «Окружающий мир» в
каждом классе начальной школы отводится по 2 ч. в неделю. Программа рассчитана
на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34
учебные недели).
7. Формы контроля
В соответствии с требованиями
Федерального государственного стандарта начального общего образования,
необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку
образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки
выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями такой системы оценки
являются:
·
Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка
предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
·
Использование планируемых результатов освоения основных образовательных
программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
·
Оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
·
Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
·
Использование таких форм и методов оценки, как проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Система оценки достижений учащихся
проводится по пятибалльной системе (в 1 кл. без отметок):
- с помощью контрольно-обобщающих
уроков,
- контроль усвоения осознанности чтения
материала с помощью пересказа текста;
- проверочные работы.
Форма итоговой аттестации обучающихся
– тестовые задания.
Инструментарий для оценивания
результатов:
- самоконтроль, взаимоконтроль;
словесная отметка; письменная оценка;
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам данной образовательной области употребляются индивидуальная и фронтальная устные проверки, разные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой издержкой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, устройствами, моделями, лабораторным оборудованием, проектные работы.