«Литературное чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» для 1 – 4 классов
АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке»
для 1– 4 классов
Кабардино-черкесский язык является родным
языком и основой духовной культуры кабардинского народа, проживающего в
Кабардино-Балкарской Республике. Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Программа
разработана для организаций, реализующих программы
начального общего образования, на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Программа устанавливает требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования по литературному чтению
на родном языке,а также определяет содержание учебного предмета по годам
обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке».
Общая характеристика учебного
предмета
Программа ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литературное чтение на родном
(кабардино-черкесском) языке» в рамках предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке». Содержание учебного предмета направлено
на удовлетворение потребности обучающихся в изучении культурного наследия
своего народа как средства познания национальной культуры и самореализации в
ней.
В содержании курса предусматривается
расширение сведений, имеющих отношение к вопросам истории и культуры народа.
Программа отражает социокультурный контекст существования национальной
литературы, в частности те аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность родной литературы.
Связь литературного чтения с другими
предметами является важным фактором развития современного процесса обучения и
познавательной деятельности учащихся. Межпредметные связи оказывают
многостороннее влияние на личность школьника, обеспечивая единство
образовательных и развивающих функций учебного процесса. Включенность
литературного чтения на родном (кабардино-черкесском) языке в общую систему
обеспечивается содержательными связями с учебными предметами «Родной
(кабардино-черкесский) язык», «Окружающий мир», «ИЗО».
Цель
изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (кабардиночеркесском)
языке» – формирование читательской
компетентности обучающегося, предполагающей владение техникой чтения на
кабардино-черкесском языке, приемами понимания прочитанного и прослушанного
художественного произведения, знание книг, умение самостоятельно их выбирать и
оценивать с учетом возрастных особенностей, осознание школьником значимости
чтения и формирование духовной потребности в нем.
Задачи
изучения учебного предмета:
•
сформировать читательскую и коммуникативную компетентность;
• усовершенствовать основные виды речевой
деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение, письмо);
• сформировать читательский кругозор,
развить интерес к чтению и книге;
•
развить познавательные и творческие виды деятельности на основе работы с
художественными текстами на кабардино-черкесском языке;
• приобрести опыт в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности, в реализации простейших умений
работы с разными типами текстов кабардино-черкесской литературы;
• обогатить нравственный опыт младших
школьников средствами кабардинской художественной литературы и фольклора,
содержание которых соответствует ментальности адыгского народа;
• сформировать эстетический и художественный
вкус, эмоциональную отзывчивость, представления о добре, дружбе, правде и
ответственности;
•
сформировать в процессе овладения этнорегиональным и культурологическим
материалом чувство гордости за свой народ и свою многонациональную страну;
• воспитать интерес и уважение к адыгской
культуре и культуре народов многонациональной России;
• включить обучающихся в процессы познания
и преобразования социальной среды родного края, своего населенного пункта;
•
дать более глубокое понимание словесного искусства.
Содержание учебного предмета «Литературное
чтение на родном (кабардино-черкесском) языке» обусловлено общей нацеленностью
образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения,
что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает
формирование и развитие коммуникативной, литературоведческой, читательской и
культуроведческой компетенций.