«Родной (кабардино-черкесский) язык» для 1 – 4 классов
АННОТАЦИЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЕ
по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский)
язык»
для 1 – 4 классов
Кабардино-черкесский язык является родным
языком и основой духовной культуры кабардинского народа, проживающего в
Кабардино-Балкарской Республике. В 1995 году кабардино-черкесский язык был
принят в качестве государственного в Кабардино-Балкарской Республике (наряду с
балкарским и русским). Родной язык связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Функции и статус языка
• Коммуникативная функция –
кабардино-черкесский язык является средством общения кабардинцев между собой.
• Когнитивная, или познавательная, функция
– с помощью кабардино-черкесского языка осуществляется познание, изучение окружающего
мира. Кабардино-чекркесский язык является средством выражения мыслей и чувств,
передачи и хранения информации.
•
Кумулятивная функция – кабардино-черкесский язык выступает связующим звеном
между поколениями, служит средством передачи внеязыкового коллективного опыта
кабардинцев.
Примерная образовательная программа
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык» для 1–4 классов
начального общего образования (далее – Программа) разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования и Примерной основной образовательной программой начального общего
образования с учетом основных идей и положений программы развития универсальных
учебных действий.
Программа состоит из:
•
пояснительной записки, в которой раскрываются цели освоения учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык», общая характеристика учебного предмета, а
также место предмета в учебном плане;
• планируемых результатов освоения
учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»; • системы оценки
результатов освоения учебного предмета «Родной (кабардино-черкесский) язык»;
• содержания учебного предмета;
• тематического планирования;
•
плана внеурочной деятельности;
• системы условий реализации учебной
программы.
Программа определяет содержание учебного
предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной
(кабардино-черкесский) язык».
Цели реализации программы:
• освоение содержания учебного предмета
«Родной (кабардино-черкесский) язык» и достижение обучающимися результатов
обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
• формирование первоначальных
представлений о языке как основе национального самосознания, о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России; • понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения, осознание значения кабардино-черкесского
языка как государственного языка Кабардино-Балкарской Республики;
• овладение первоначальными
представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
•
овладение умением использовать знания для решения познавательных, практических
и коммуникативных задач. Овладение умением наблюдать за функционированием
языковых единиц, анализировать, классифицировать и оценивать языковые единицы с
точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
•
овладение умением работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
•
формирование представлений о родном языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия родного языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к родному
языку, а через него – к культуре своего народа; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России;
• овладение кабардино-черкесским языком на
элементарном уровне и формирование первоначальных коммуникативных умений и
культуры речи, обеспечивающих владение родным литературным языком в разных
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи
реализации программы:
• развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи на родном языке, совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечение мотивации обучения родному языку, развитие
способностей к творческой деятельности на родном языке;
• формирование базы первоначальных
лингвистических знаний, накопление практики использования грамматических форм
кабардино-черкесского языка, обогащение актуального и потенциального словарного
запаса;
•
овладение нормами кабардино-черкесского речевого этикета, формирование
представлений о национальной специфике языковых единиц родного языка, об
основных нормах кабардинского литературного языка;
• формирование на материале учебного
предмета общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений
учиться и способности к организации своей деятельности, развитие
духовно-нравственной сферы личности обучающихся;
•
развитие нравственных и эстетических чувств, воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к кабардино-черкесскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности;
•
совершенствование у обучающихся способности ориентироваться в пространстве
языка и речи, развитие языковой интуиции;
• расширение представлений о различных
методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект,
наблюдение, анализ и т. п.);
• развитие коммуникативных умений,
включение обучающихся в практическую речевую деятельность.