«Литературное чтение» 1-4 класс
Аннотация к программе по
литературному чтению для 1-4 классов
УМК «Школа России»
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших
школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом,
пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему
развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс «Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) направлен
на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование
всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными
видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского
кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской
деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование
эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами
художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре,
дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к
отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других
стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет
большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными
произведениями, духовно - нравственное и эстетическое содержание которых
активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию
личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои
поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует
навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование
навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают
осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся
ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об
окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень
коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать
собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными
видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника,
находить информацию в словарях,
справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская
компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным
читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего
самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении
книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные
и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и
оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению
художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением
сюжетно-информационной
стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на
словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к
героям и окружающему миру,
на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники
учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного
искусства.
Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач
начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней
школе.
«Литературное чтение» (авт. Л. Ф. Климановой и др.) как
систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Основными задачами курса являются:
- развивать у учащихся способность воспринимать художественное
произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить школьников чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное
мышление;
- формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт
слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать нравственные представления, суждения и оценки через
анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с
героями литературных
произведений;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления
об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его
к чтению художественной литературы;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать
интерес к самостоятельному литературному творчеству;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном
чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и
познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения
и речевые умения;
- работать с различными типами текстов, в том числе
научно-познавательным.
ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА, КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 405 ч. В 1 классе на
изучение литературного чтения отводится 99ч., во 2—4 классах по 102 ч (3 ч в
неделю,в каждом классе).