«Русский язык» 1-4 классов
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 1-4 классов
Рабочая
программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский
язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее –
ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»
(далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне
начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в
развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных
учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на
уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык
как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты
обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык
обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности
обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная,
читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное
знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык
в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим
средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать
нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного
самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно
важных для человека областях.
Изучение
русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных
социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней
позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с
осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и
мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение
следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных
представлений о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на
основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями
о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к
успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной
идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому
языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и
работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие
устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи
развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования
усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого
этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по
совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом
«Литературное чтение».
МЕСТО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее
число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в
каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.