«Литература» 5-9 класс
Аннотация к рабочей
программе по литературе 5-6 классы
Основная образовательная
программа основного общего образования (далее – Программа) МКОУ «СОШ№2» с.п.Кахун разработана на основе
ФЗ №273
от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и
дополнениями, ФГОС ООО, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287 и ФОП ООО, утвержд. 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени
способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно- эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции
читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с
учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским
языком, учебным предметом
"История" и учебными
предметами предметной области
"Искусство", что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе
учтены все этапы российского историко-
литературного процесса (от фольклора до новейшей русской
литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовно- нравственных идеалов,
воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9
классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально- культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения
к отечественной классике
как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально- культурной идентичности и способности к диалогу культур;
освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы
для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так
и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия
в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению,
книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены
на формирование у школьников
системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико
и историко- литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения
воспринимать их в историко- культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы
как между собой, так
и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду
других искусств и об историко-литературном процессе; развивать
умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать
разные виды устных и письменных высказываний, редактировать
их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения
и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета
отводится 3 часа в неделю, в 7 и8 классах
– 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного
общего образования рассчитано на 442 часа.
В Рабочей программе
прописаны личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
литературы, содержание, тематическое планирование.
Аннотация к рабочей
программе по литературе 5-9 классы
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени
способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее
место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что
литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые
содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно- эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и
изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой
литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции
читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учёта преемственности с
учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским
языком, учебным предметом
"История" и учебными
предметами предметной области
"Искусство", что способствует развитию речи, историзма
мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе
учтены все этапы российского историко-
литературного процесса (от фольклора до новейшей русской
литературы) и представлены разделы,
касающиеся отечественной и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении
каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение
планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в
формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания
собственных устных и письменных
высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам,
аксиологической сферы личности на основе высоких духовно- нравственных идеалов,
воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных
задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9
классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально- культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения
к отечественной классике
как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально- культурной идентичности и способности к диалогу культур;
освоению духовного опыта человечества,
национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы
для дальнейшего развития
обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так
и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия
в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению,
книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены
на формирование у школьников
системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико
и историко- литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации
художественных произведений, умения
воспринимать их в историко- культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений,
творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты,
образы и проблемы
как между собой, так
и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду
других искусств и об историко-литературном процессе; развивать
умения поиска необходимой информации с
использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры,
культуры своего народа,
мировой культуры, направлены на совершенствование
речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать
разные виды устных и письменных высказываний, редактировать
их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном
диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения
и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета
отводится 3 часа в неделю, в 7 и8 классах
– 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы в основной школе по программам основного
общего образования рассчитано на 442 часа.
В Рабочей программе
прописаны личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
литературы, содержание, тематическое планирование.