«Русский язык» 10-11 класс
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10-11
Программа курса русского языка для 10-11 классов (базовый уровень)
составлена на основе нормативных документов:
•
Федеральный компонент
государственного стандарта общего образования.
•
Федеральный базисный учебный
план общеобразовательных учреждений.
•
Примерная программа
среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового
уровня и учебная
программа (автор- составитель Гольцова Н.Г.) к учебнику «Русский
язык. 10—11 классы»
(авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина), опубликованной издательством «Русское слово»,
2014.
•
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе
в общеобразовательных учреждениях.
•
Тематическое и поурочное планированию к учебнику
«Русский язык для 10-11 классов», Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной,
издательство «Русское слово»,
2019.
Преподавание русского языка в
10-11 классах ведется по учебнику Русский язык. 10- 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г.
Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.
- М.: Русское слово, 2019 г.
Рабочая
программа по русскому языку для 10-ых классов рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю),
в 11-ых – на 68
часов (2 часа в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих
целей, обеспечивающих реализацию личностно
ориентированного подхода к обучению:
•
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
•
развитие и совершенствование речевой деятельности,
освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений
в речевой практике.
Данная программа обеспечивает в преподавании единство
процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа,
развития абстрактного мышления, памяти,
воображения, коммуникативных умений,
а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования. Программа
реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку, что предполагает
синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся
и формирования системы
лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего
происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое
и интеллектуальное развитие,
которое создает условия
для реализации надпредметной функции русского языка, а
также то, что центральной единицей обучения становится
текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой
деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной
речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой
бы теме он ни был посвящен. Необходимо
также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое
место учитель должен отводить занятиям
по подготовке к ЕГЭ.
Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения
систему понятий из области морфологии, орфографии, культуры речи, стилистики русского
литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни
общества, о языке как развивающемся
явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, —
формирование коммуникативных умений и навыков;
сведения об основных нормах русского
литературного языка.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое
внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса
к его изучению.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению.
Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт
общения на научные темы у них практически отсутствует.
Планируемые
результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
-понимание русского языка
как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-достаточный объем
словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметные
результаты:
-владение всеми видами
речевой деятельности (аудирование и чтение);
-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли, основной и дополнительной информацией);
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
-восприятие
на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-способность извлекать
информацию из различных
источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного
назначения, ресурсы Интернета);
-свободно
пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способствовать к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и
сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
-говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план,
пересказ, конспект, аннотация); -умение создавать устные и письменные тексты
разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
-способность свободно,
правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать
свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами
монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого
общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в
речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать
использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных
знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
Предметные результаты:
-представления об основных функциях
языка, о роли русского языка как национального языка русского народа,
как государственного языка Российской Федерации
и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры в жизни человека
и общества;
-понимание места русского
языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-усвоение основных научных
знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий
лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально – деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи; функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи;
-овладение основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета
и использование их в своей речевой практике
при создании устных и письменных высказываний;
-опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
-проведение различных
видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
-понимание коммуникативно –
эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;-осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.