«Биология» 5-6.классы
Аннотация к рабочей программе учебного предмета Биология
базовый уровень
Уровень образования: Основное общее образование
Класс:___5-6___ классы
Основная
образовательная программам основного общего образования «Биология 5 класс», «Биология 6 класс» МКОУ «СО№2» с.п.Кахун разработаны на основе
ФЗ №273
от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и
дополнениями, ФГОС ООО, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287 и ФОП ООО , утвержд. 18.05.2023 №
370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):
Состав
УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-6 классов:
- Учебник. 5, 6, классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев
И.В., Корнилова О.А. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.
(6 класс);
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту основного общего образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):
5 класс – 1 час в неделю, 34 часа
6 класс – 1 час в неделю, 34 часа
Цели и задачи:
социализация
обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение
учащихся в ту или иную группу или общность — носи те ля её норм, ценностей,
ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение
к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Учебный предмет
«Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно
использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать
полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний
основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,
«Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,
«Русский язык», «Литература» и др.
Результаты освоения рабочей программы :
или требования к освоению
Требования
к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми
задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностными
результатами изучения
предмета «Биология» являются следующие умения:
5–6 классы
Осознавать единство
и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на
основе достижений науки.
Постепенно
выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки
зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать
экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать
экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Регулятивные
УУД:
5–6-й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии
решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять
(индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану,
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
5–6-й классы
Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
Осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое
рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать
схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы,
различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию
из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все
уровни текстовой информации.
Уметь определять
возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
5–6-й классы
Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством
формирования коммуникативных
УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и
организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов
технологии продуктивного чтения.
Предметными
результатами изучения
предмета «Биология» являются следующие умения:
5-й класс
– определять роль в природе различных
групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в
круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений
организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об
усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных
стадиях жизненных циклов.
– объяснять
значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять
отличительные свойства живого;
– различать (по
таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные:
грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи,
плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений
(части клетки);
– объяснять строение и
жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли,
мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических
терминов;
– характеризовать методы биологической
науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании
живой природы;
– проводить биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами
и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при
соблюдении правил повседневной гигиены;
6-й класс
– объяснять роль растений в
сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
– приводить примеры приспособлений
цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об
усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных
стадиях жизненных циклов.
– объяснять
значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие
культурные и лекарственные растения своей местности.
– различать
цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений
изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений
изученных семейств);
– определять основные органы растений
(лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность
цветкового растения;
– понимать смысл биологических
терминов;
– проводить биологические опыты и
эксперименты и объяснять их результаты.
– соблюдать и объяснять правила
поведения в природе.
Формы промежуточной аттестации:
1.
Контрольные
работы
2.
Лабораторные
работы
3.
Тестовые
задания
4.
Зачет